Предыдущая Следующая
«Широко улыбаясь, Алексей Балабанов
столь кратко и односложно отвечал критикам после премьеры своего
полнометражного дебюта – фильма «Счастливые дни» по мотивам Сэмюэля Беккета,
что те прямо залюбовались: до чего он походил на герметичного беккетовского героя!
Не зря кривые детские буковки, предваряющие его, героя, появление, подсказывали:
«Это – я».
Беккет, поэт пустоты, явил сонм полутеней,
как бы этой пустотой и рожденных. Сумеречный мир Алексея Балабанова перенес
в печальный, подернутый сыроватым туманом, пустой Петербург, по прямым
проспектам которого одиноко дребезжал одичалый трамвай, а по Ломоносовскому
мостику цокал копытцами ослик с плюшевыми ушками. Режиссер словно брал в ладони
фигурки персонажей городского дна – чудаков, бродяжек, хрупких задумчивых
проституток – и, как замерзших воробышков, отогревал своим дыханием.
Вспоминалось «новое кино» Чехословакии 60-х – высшая оценка для дебютанта.
Улыбка режиссера была улыбкой победителя, сознающего собственную силу.
У него, что редкость, есть позиция – и она
парадоксальна. Алексей Балабанов не снисходит к «народу» и не льнет к «бомонду»,
не считается ни с конъюнктурой, ни с дежурными аксиомами самодовольного «общественного
сознания» – словом, всякий раз «пишет поперек линованной бумаги», но всякий раз
оказывается в фокусе кинопроцесса и всеобщего внимания.
Даже промахи его логически необъяснимы.
После «Счастливых дней», доказавших, что Алексей Балабанов чувствует
материю европейского модернизма, он отчего-то экранизирует «Замок» так, словно Кафка
был не провидцем и реформатором прозы, а литературным функционером, вздумавшим
осветить проблемы трудоустройства молодого специалиста. Впрочем, из этого
фильма критики узнали сюжет знаменитого романа и с пониманием отнеслись к
мытарствам землемера, намеренного, несмотря на козни бюрократов, потрудиться в
глубинке.
Но следом Балабанов снимает
стилистически безупречную трехчастевку «Трофимъ». Начало века, мужичок из
ревности зарубил брата и подался в Петербург. Физиологически ощутимы здесь и
сетка дождя, сквозь которую проступали согбенные фигурки пробирающихся по слякотному
городу прохожих, и спертый воздух захудалого борделя, где прямо от теплой широкой
груди душевной девахи отрывает Трофима полиция. Пристав крякнул после
подобострастно поднесенной ему чарки, к восхищению бандерши молодцевато заехал
мужику в рыло, и покатился Трофим на каторгу...
Предыдущая Следующая