Предыдущая Следующая
«Элемент
преступления» (1984) – уникальный опыт скрещивания двух параноидальных эстетик:
немецкого экспрессионистского кино 1920-х гг. и американского «черного фильма»
1940–50-х гг. Протагонист картины идет по следу изощренного серийного убийцы,
интерпретирующего цепочку совершаемых им преступлений как составление головоломки,
прочерчивая своим кровавым маршрутом литеру Н на карте клочка
универсализированной Европы, где он осуществляет зловещий замысел. Все это
всплывает из загипнотизированного подсознания героя, руководимого волей психоаналитика
в жарком мареве египетского лета, куда герой возвращается после фатального
европейского вояжа.
Триумф визуального
стиля, изысканная насыщенность сюжета отсылками к целому слою европейской
культуры («Степной волк» Г. Гессе, «М» Ланга, «Андрей Рублев»
Тарковского и т. д.), работа художников с фактурой и оператора с цветом и
освещением – все эти составляющие первого шедевра фон Триера принесли
ему культовое признание среди интеллектуалов и Гран-при технической комиссии на
МКФ в Каннах.
Следующий Е-фильм фон
Триера «Эпидемия» (1987, премия технической комиссии на МКФ в Каннах) –
мистическая история о пропавшем в компьютерной утробе сценарии. В экранизации
(1988) нереализованного сценария К. Т. Дрейера «Медея» фон Триер демонстрирует
поразительное владение ручной камерой и рир-проекцией, травестируя образы
античного искусства и только что вышедшего «Жертвоприношения» А. Тарковского
в мрачно-торжественной истории обезумевшей Медеи.
«Европа» (1991,
премия жюри на МКФ в Венеции) стала венцом первого периода карьеры режиссера.
Фильм погружает зрителя в глубину одного из самых фактурно-мрачных европейских
пространственно-временных мифов (Германия сразу после войны, год нулевой) и
проводит по туннелю немецкого кинематографа, дышавшего экспрессией насилия и
порока, от «М» Ланга до позднего Фассбиндера.
Закончив цикл
Е-фильмов, фон Триер декларирует кардинальную смену эстетики, выступая
на этот раз с апологией «синема-верите» и актерского кино, заявляя о замысле
новой «трилогии о добре». Но прежде чем приступить к реализации этого цикла, фон
Триер делает для ТВ шестичасовой мини-сериал «Королевство» (1994) –
ироничный коктейль из черной комедии, сюрреалистического фильма ужасов и производственной
ленты – действие которого происходит в огромной копенгагенской больнице, над
которой довлеют проклятие места и тайна убийства.
Предыдущая Следующая