Предыдущая Следующая
Аллегория – жанр не новый для Сокурова.
К этому жанру относится и великолепная недооцененная экранизация пьесы Бернарда
Шоу «Дом, где разбиваются сердца» – «Скорбное бесчувствие», тоже, между
прочим, гротескная по своему существу фантазия на тему об аллегорическом доме-корабле,
плывущем в хаосе окружающих войны и смерти.
Эстетические эксперименты Сокурова
последних лет беспрецедентны для кинематографа. Их значимость заключается не
только в том, что они относятся к онтологическим, наиболее фундаментальным
аспектам киноизображения. Эти эксперименты никогда не носят чисто формального
характера, за ними стоит уникальный по интеллектуальной напряженности содержательный
поиск.
Нельзя также не отдать должного мужеству
режиссера, с упрямой настойчивостью и эмоциональной силой размышляющего о
метафизических проблемах, которые конец ХХ века изо всех сил старается вывести
в область забвения» (Ямпольский, М. Александр Сокуров // Новейшая история
отечественного кино. 1986–2000. Кино и контекст. Т. 3. – СПб., 2001).
Ларс фон Триер (р. 1956), датский
режиссер, сценарист.
Родился в
Копенгагене. В киношколе юный Триер подпадает под магическое очарование
еще не тронутой хромированным блеском hi-fi старой доброй киношной механической
техники, становится убежденным формалистом. Тогда же его однокурсники за
важность и надменность добавили к его фамилии приставку «фон». Триер
глубоко погрузился в алхимическую кухню кинопроизводства, интересуясь прежде
всего технической стороной съемок и формальными изысками стиля, что было заметно
уже в его первых короткометражках «Сад орхидей» (1976) и «Ноктюрн» (1981).
Среднеметражная
лента «Картины освобождения» (1982) – барочный экзерсис, разыгранный в
переполненном бессмысленными обломками гибнущего материального мира бункере, в
котором находятся деморализованные офицеры-интеллигенты условно-нацистского
вида. Уже в этом фильме сконцентрированы основные черты и стилевые особенности
первой, «техницистски-атмосферной» трилогии фон Триера, которую он,
следуя по-скандинавски рационально-педантичному замыслу, задумал как три
фильма, начинающиеся с буквы Е и сфокусированные не на актерах. Пыльный воздух
декаданса, пропитывающий интерьеры, отношения персонажей, одежду, речь, все
вокруг; эсхатологический фатализм диалогов и сюжета; глобальный культурный контекст,
в котором фантазия фон Триера купается так же, как персонаж его полнометражного
дебюта следователь Фишер купается в засасывающем омуте инфернальной мистерии
убийств и загадок.
Предыдущая Следующая