Предыдущая Следующая
«Настройщик» (2004) – черно-белый, камерный
фильм, чье действие происходит вроде бы «здесь и сейчас», если судить по
отдельным деталям (предметом вожделения, к примеру, служат доллары), с четким
сюжетом и отлично вылепленными характерами. […] Жанр картины я бы определила
как «трагикомедию нравов», причем границы современности тут разомкнуты – у
человеческих нравов «Настройщика» чувствуется сильный привкус вечности, повтора
неизменной сути в меняющихся обстоятельствах». (Москвина, Т. Вальс побежденных //
Люблю и ненавижу. – СПб., 2005).
ü Сокуров Александр
Николаевич
(р.
1951), российский режиссер документального и игрового кино.
«Сокуров занимает в отечественном
кинематографе совершенно особое место. По своим взглядам на кино он радикально
отличается от большинства современников тем, что переносит на кинематограф мифологию
искусства прошлого столетия. В глазах режиссера кино (чаще всего понимаемое как
массовое технологическое развлечение) обладает аурой сакральности, оно призвано
говорить с людьми о сокровенном и фундаментальном. Отсюда особая атмосфера
самоотверженности в съемочной группе режиссера, с которой он работает много
лет; отсюда же и отчетливое метафизическое измерение всех его фильмов.
Сокуров близок Дрейеру, Росселлини
или Одзу, с той только разницей, что перечисленные художники работали в
кинематографе гораздо раньше и не испытывали на себе давление цинизма и
всеядности эпохи постмодернизма. Именно на фоне постмодернистских игр одиночество,
бескомпромиссность и уникальность Сокурова выступают во всем своем анахроническом
величии.
Уже в первом игровом фильме «Одинокий голос
человека» (1978), сделанном еще во время учебы во ВГИКе, Сокуров заявил
о себе как о метафизическом лирике. В центре фильма – платоновская тема смерти
души, неспособности человека к любви и земного сиротства. Первые годы после Гражданской
войны трактуются Сокуровым вслед за Платоновым именно как время
смерти человека и природы. В изобразительном решении «Одинокого голоса...» эстетика
раннего Эйзенштейна почти невероятным образом соединилась с
брессоновской дистанцированностью, «невмешательством».
Предыдущая Следующая