Предыдущая Следующая
Когда же Муратова находится по
каким-то житейским обстоятельствам в подавленном состоянии, то это отражается
на ее работах. Особенно это было ощутимо в период создания «Среди серых
камней». Были свои причины, по которым в этом фильме Муратова отказалась
от авторства и демонстративно взяла мужской псевдоним Иван Сидоров. Но,
фигурируя в этом качестве, она здесь наиболее не равна себе. «Три истории» –
тоже особо мрачная картина. Муратова была права, говоря, что ничего
особенного не изобрела, а жизнь еще хуже, чем мы ее показываем. Но «Три
истории» сделаны абсолютно равнодушно, нейтрально. И этот тон задан в самом
начале, когда герой Сергея Маковецкого проходит мимо зоопарка. Если в
фильме и есть какое-то любопытство художника, то как у посетителя кунсткамеры
или зоопарка. И в гениальном аттракционе, когда кошка мучает курицу,
чувствуется равнодушное наблюдение со стороны, чего не было у Муратовой
раньше, даже в самых мрачных ее картинах.
«Главное достоинство картины «Второстепенные
люди» (2001) – отсутствие каких бы то ни было компромиссов и иллюзий. А
религия, судя по высказываниям Муратовой, всегда представлялась ей
именно компромиссом, утешением – суррогатом, иными словами. Нет, Муратова
по-прежнему не ищет выхода, отметает существование каких-то высших смыслов происходящего
и ни от чего не отводит глаз». (Быков, Д. Будет жить // Искусство кино. – 2001.
– №6).
«Привыкнув к радикальности Киры
Муратовой, как к рутине, мы перестали удивляться ее фильмам. Но «Чеховские
мотивы» (2002) ошарашивают. Своей прозрачностью, сложностью, неожиданной кантиленой.
И все это, несмотря на знакомые ужимки персонажей, откровенную пародийность и
механистичность фирменных приемов. При этом общее настроение картины, ее
стилистические перепады, замирания-паузы, чередующиеся со скандалами-взрывами,
карнавальная зрелищность, внебытовой лиризм и бытовые ритуалы задают непривычный
угол зрения. Необычный для поздней Муратовой способ смотрения. Долготу и
нерв формы. Тягучий ритм и игривость». (Абдуллаева, З. Сарай или магазин //
Искусство кино. – 2002. – №11).
Предыдущая Следующая