Предыдущая Следующая
Для самой Муратовой эта пора действительно
стала временем долгого, мучительного ожидания-прозябания. Ее следующая работа с
неожиданно светлым названием «Познавая белый свет» могла появиться только за
пределами Одессы – в Ленинграде, а наиболее мрачная, серая погода настала в
первой половине 1980-х гг., что и зафиксировано в самой сумеречной картине Муратовой
«Среди серых камней». Подспудный конфликт в творчестве Муратовой,
вероятно, заключается прежде всего в трактовке конкретного материала и вообще
действительности.
Оставаясь по своей человеческой сущности
глубочайшим мизантропом, она тем не менее пытается в себе эту мизантропию
преодолеть. Название центральной по хронологии творчества и действительно важной
для режиссера картины «Астенический синдром» в какой-то степени поясняет, что
художник поневоле должен пребывать в состоянии повышенного нервного напряжения,
чтобы попытаться выразить упрямо не поддающуюся запечатлению, такую внешне
сумбурную и косноязычную реальность. Эта лента, созданная с удивительным бесстрашием
и художнической независимостью, даже демонстративно распадается на
нестыкующиеся три части, да и внутри дробится на причудливо рассыпанную
мозаику, которая не воспринимается адекватно по отдельным кусочкам или кадрам,
а воздействует, будучи собранной воедино, уже в сознании активно
воспринимающего зрителя.
И порой кинематограф оказывает настоящий
терапевтический эффект, как, допустим, фильмы «Чувствительный милиционер» или «Увлеченья».
Это удивительно жизнерадостные ленты, в которых присутствует та Муратова,
какой она, наверно, хотела бы быть. Там от ее мизантропии не остается и следа.
Настолько это сделано легко и с юмором, может быть, порой и с издевкой, злой
иронией. Тем не менее картины удивительно светлые и увлеченные. Название
«Увлеченья» невероятно точно, поскольку Муратова в своем творчестве
остается на протяжении почти 40 лет удивительно увлеченным художником. Можно
по-разному относиться к людям, которых называют фанатиками. Принято считать их
чудаками, одержимыми, странными. Но эти увлеченные люди, которых показала режиссер
в «Увлеченьях», должны быть ей близки, так как она сама, по своей сути, на
редкость увлечена кино. И иногда совсем увлекаясь, Муратова преодолевает
в себе мрачное отношение к действительности вообще и к людям, в частности –
тогда у нее получаются светлые, забавные, лиричные картины.
Предыдущая Следующая