Предыдущая Следующая
Училась в 1952–1953 гг. на филологическом
факультете МГУ. В 1962 г. окончила ВГИК (мастерская С. А.
Герасимова). Уже в самых ранних (более традиционных, реалистических, даже
бытовых) картинах Муратовой – дипломная работа «У Крутого Яра» (1962) и первая
полнометражная лента «Наш честный хлеб» (1965), обе сделаны в соавторстве с А.
Муратовым) – теперь не без изумления можно обнаружить немало примет личного
муратовского стиля. Это свидетельствует о том, что Муратова в своем творчестве,
несмотря на видимую разнородность своих работ, остается удивительно цельным
художником и, может быть, единственная из этого поколения наших
кинематографистов, сохраняет вкус новизны и новаторства, неожиданного подхода к
материалу.
Ее первый самостоятельный фильм «Короткие
встречи» (1968, Муратова также исполнила в нем главную женскую роль) во
многих смыслах является переходным, избавляющимся от необходимости фабульного,
линейного и психологически заданного повествования благодаря включению
внесюжетных лирико-поэтических отступлений, а также из-за более явного пристрастия
режиссера к отстраняющим приемам как изобразительного, так и словесного плана.
Потом в специальном постановлении ЦК
компартии Украины относительно картины «Долгие проводы» (1971, ее выпуск
был приостановлен, появилась на экранах только в 1987, премия ФИПРЕССИ на
Международном кинофестивале в Локарно) это будет названо формализмом и
идолопоклонством, подражанием западным режиссерам, начиная с Антониони и
кончая чешской «новой волной» (Милош Форман и Вера Хитилова).
Она всегда стремилась обнаружить свежим и
острым взглядом в окружающем мире то, что в нем не замечают другие. В годы
застоя Муратова преследовалась исключительно за то, что ни она сама, ни
ее герои никак не могли вписаться в тогдашние представления о том, какие же
должны быть люди на экране. По сравнению с работами среднего («Познавая белый
свет», 1979; «Среди серых камней», 1983; «Перемена участи», 1987) и позднего
периодов («Астенический синдром», 1989, премия «Ника»; «Чувствительный
милиционер», 1992; «Увлеченья», 1994, премия «Ника»; «Три истории», 1996) две
первые ленты Муратовой «Короткие встречи» и «Долгие проводы» производят
редкостное ностальгическое впечатление, как будто (в первую очередь это относится
к «Долгим проводам») начинаешь воспринимать их как собственную биографию.
Мелодрама на тему «мать и сын» о неизбежной разлуке и желании ее отодвинуть как
можно дальше порождает подспудное ощущение конца эпохи, безысходности и
вселенской тоски.
Предыдущая Следующая