Предыдущая Следующая
70-е были
временем большого старта Стивена Спилберга. Будучи парнем с Западного
побережья, выросшим, в отличие от своих нью-йоркских коллег, не на театре и
европейском кино, а на телевидении, он придумал нечто, спасшее Голливуд от коммерческого
краха и определившее политику киностудий на последующие десятилетия. Благодаря
его фильму «Челюсти» (1975) появился термин «летний блокбастер».
В 70-е
появляется целая плеяда актеров, которые не были похожи на традиционных
голливудских красавцев предыдущих десятилетий, а напоминали зрителям простых
людей с реальными проблемами. Среди этих актеров те, кого считают сейчас самыми
уважаемыми профессионалами: Дастин Хоффман, Аль Пачино, Роберт Де Ниро,
Лайза Миннелли, Мерил Стрип.
Во всей
истории кино не было более обсуждаемого и скандального фильма, чем «Последнее
танго в Париже» (1972) Бернардо Бертолуччи. Режиссер действительно стер
границу между порно и искусством, и с тех пор секс на экране стал мейнстримным
и привычным.
Европейское
кино всегда опережало и голливудские, и советские фильмы не только в показе
секса, но и вообще табуированных тем и смелых идей («Казанова Феллини», 1976;
«Семейный портрет в интерьере», 1974, Лукино Висконти; «Забриски Пойнт»,
1970, Микеланджело Антониони). На первый план вышли немцы, представители
«молодого немецкого кино»: Вим Вендерс, Вернер Херцог и особенно,
Райнер Вернер Фассбиндер.
70-е стали
пиком популярности Вуди Аллена. В 1978 г. его грустная комедия «Энни
Холл» получила самое большое количество «Оскаров». С того времени имя Вуди
Аллена стало знаменем интеллектуального сопротивления коммерческому кино и
стремления создавать личные, уникальные картины.
В наше
время сиквелов и римейков Голливуд до сих пор кормится идеями, придуманными в
70-е («Звездные войны», «Чужой», «Изгоняющий дьявола»).
В
70-е Андрей Тарковский снял свои лучшие фильмы: «Солярис», «Зеркало»,
«Сталкер». Эти фильмы стали главной статьей советского киноэкспорта. Внутренний
рынок потреблял совсем другие ленты: «Семнадцать мгновений весны», «Место
встречи изменить нельзя». (Текст основан на статье: Аксенов, А. 70-е: ночи в
стиле буги // Premiere. – 2004. – №72. – С. 68–71. – (Пять десятилетий, которые
изменили кино и мир)).
Предыдущая Следующая