Предыдущая Следующая
Первой
самостоятельной работой Фабри стал фильм «Буря» (1952) о буднях
сельскохозяйственного кооператива. В нем, как и в следующей работе «Знак жизни»
(1954), повествующей о спасении шахтеров, давали о себе знать схемы и идеологические
клише эпохи, однако проявился и режиссерский талант, который в полной мере развернулся
в «Карусели» (1955), ставшей «визитной карточкой» послевоенного венгерского
кино. Безыскусно-поэтический, гармонично объединивший лирику и драматизм, фильм
поведал историю деревенского парня и его возлюбленной, дерзнувших во имя своего
счастья пробить брешь в устоявшемся, насквозь иерархическом укладе старой венгерской
деревни.
В ленте «Господин
учитель Ганнибал» (1956) Фабри меняет интонацию и стиль, насыщая
трагикомическую историю «маленького человека» гротеском. Здесь заявляется тема,
которая станет ведущей в творчестве режиссера, будет варьироваться и
развиваться в последующих фильмах: «Анна Эдеш» (1958), «Два тайма в аду»
(1961), «Дневное затмение» (1963, специальная премия в Локарно-64), «Двадцать
часов» (1965, главная премия поровну и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Москве), «После
сезона» (1967), «Мальчишки с улицы Пал» (1968, номинация на «Оскар»), «Добро
пожаловать, господин майор»/«Семья Тот» (1969), «Муравейник» (1971), «Пятая
печать» (1976, главная премия поровну на МКФ в Москве-77). Почти все его
картины повествуют о достоинстве человека, подвергаемого испытанию, из которого
он не всегда выходит победителем, об обстоятельствах, ставящих людей перед выбором,
и об их ответственности за этот выбор.
Творчество Фабри
характеризуют психологический реализм, классическая актерская школа переживания
и крепкая литературная основа – произведения классиков венгерской литературы Деже
Костолани («Анна Эдеш»), Маргит Каффки («Муравейник»), Ференца
Молнара («Мальчишки с улицы Пал»), но чаще – работы современных писателей Ференца
Шанты («Двадцать часов» и «Пятая печать»), Иштвана Эркеня («Добро
пожаловать, господин майор», «Реквием», 1981, премия на МКФ в Западном
Берлине-82), Фридьеша Каринти («Приходите ко мне на именины!»).
Предыдущая Следующая