Предыдущая Следующая
В 1974 г., взяв
несколько сюжетных линий из объемного, многопланового романа Тибора Дери
«Незавершенная фраза», Фабри сделал ленту о человеке, который в вихре
истории слишком долго просыпался («141 минута из «Незавершенной фразы»,
специальная премия на МКФ в Москве и приз в Западном Берлине–75). Последним его
значительным произведением явилась экранизация дилогии Йожефа Балажа
«Венгры» (1978, номинация на «Оскар») и «Встреча Балинта Фабиана с Богом»
(1979), в центре которой – заурядные человеческие судьбы в контексте истории. В
50–70-е гг. Фабри был одним из лидеров венгерской кинорежиссуры. В 1965–1981
гг. возглавлял Союз венгерских кинематографистов. С 1970 г. преподавал в будапештской
Высшей школе театра и кино.
ü Хитилова
(Chytilova) Вера
(р. 1929), чешский режиссер и сценарист.
Училась на архитектурном
факультете, работала дизайнером, ассистентом режиссера. Закончила ФАМУ в Праге,
где получила режиссерское образование. Ее дипломные работы привлекли внимание и
получили призы на киносмотрах в Чехословакии и за рубежом («Зеленая улица»,
«Потолок», «Мешок блох»). Дебютировала в полнометражном кино с фильмом «О
чем-то ином» (1963, главная премия на МКФ в Мангейме), где показала интересный
пример работы на стыке документального и игрового кинематографа. Удачно приняла
участие в коллективной ленте пражской «новой волны» – «Жемчужинки на дне»,
поставила новеллу «Закусочная «Мир».
В 1966 г. сняла
свой первый зрелый фильм – как в плане содержания, так и в смысле
художественной формы – «Маргаритки», который сама считает своим главным
достижением. Внешне он был просто бессмыслен: две молодые странные девушки совершали
шокирующие или просто непонятные действия, в коих можно было усмотреть практически
все что угодно (в частности, намек на однополый секс или идеологическую
диверсию, поскольку героини завертывались в газеты коммунистического толка).
Фильм был очень эффектен, изобретателен, стилен в своем изобразительном решении,
что вообще характерно для Хитиловой, а в принципах монтажного построения
ленты критика усмотрела влияние эстетики Ж.-Л. Годара: «остранение»,
апелляция к интеллекту зрителя, привносящая в повествование политическую актуальность,
разрушающая стойкие обывательские мифы (сама Хитилова отрицает факт
заимствования или влияния).
Предыдущая Следующая