Предыдущая Следующая
Окончил режиссерский факультет Лодзинской
киношколы в 1969 г. Во время учебы снял короткометражные ленты «Трамвай», «Учреждение»,
«Концерт по заявкам», «Съемка». Затем работал на студии документальных фильмов
в Варшаве, снимал остропублицистические социальные картины – «Из города Лодзи»
(1969), «Я был солдатом» (1970), «Фабрика» (1970) и самый значительный из
фильмов так называемого «нового документализма» начала 70-х гг. – «Рабочие-71:
ничего о нас без нас» (совместно с Т. Зыгадло), другая версия – «Хозяева».
В то же время Кесьлевский поставил
короткометражку «Подземный переход» (1973) и телефильм «Персонал» (1974,
главный приз на МКФ в Мангейме-75), открывающие «игровой» период его
творчества, хотя режиссер не ушел из документалистики и в последующие годы,
чему свидетельством такие известные ленты, как «Первая любовь» (1974,
специальная премия на МКФ в Кракове), «Биография» (1975), «Больница» (1976,
главная премия на МКФ в Кракове), «С точки зрения ночного сторожа» (1977,
премия ФИПРЕССИ на МКФ в Кракове, премии на МКФ в Нионе и Лилле-79), «Семь
женщин разного возраста» (1978), «Болтающие головы» и «Вокзал» (1980).
В 1976 г. он создает первый полнометражный
игровой фильм «Шрам», во многом перекликающийся по тематике и стилистике с документальными
работами, а следом – острую публицистическую ленту «Спокойствие» (1976, выпуск
1980), одну из первых работ «кинематографа морального беспокойства»,
безусловным художественным и нравственным лидером которого становится Кесьлевский.
Заметный переход творчества режиссера к
синтезу парадокументальной поэтики и более метафорической драматургии
начинается в картине «Кинолюбитель» (1979, главная премия поровну и приз
ФИПРЕССИ на МКФ в Москве; главная премия на МКФ в Чикаго-80), сделавшей его имя
известным и за пределами Польши.
В период «Солидарности» (Кесьлевский
был в 1978–1981 гг. вице-председателем Союза польских кинематографистов,
сыгравшего заметную роль в поддержке первого независимого профсоюза Восточной Европы)
снимает картину «Случай» (1981, выпуск 1987) и телефильм «Короткий рабочий
день» (1981), в которых, наряду с политической ангажированностью режиссера,
проявилось и его стремление найти новую стилистику.
Предыдущая Следующая