Предыдущая Следующая
3.1. Режиссеры
ü Иоселиани Отар
Давидович
(р. 1934), грузинский кинорежиссер.
В 1952 г. Отар
Иоселиани окончил музыкальное училище (класс скрипки и дирижирования). В
1953–1955 гг. он учился на механико-математическом факультете МГУ, затем во ВГИКе,
который окончил в 1961 г. (мастерская А. П. Довженко и М. Э.
Чиаурели).
Среднеметражный
фильм «Апрель» (1962), который с едкой иронией, но в манере отвлеченной и
надуманной символики представлял образ жизни городской молодежи, был выпущен
только в Грузии и лишь десятилетие спустя. Проработав год на металлургическом
заводе в Кутаиси, Иоселиани снял дипломную документальную ленту «Чугун»
(1965), в которой, помимо поэтизации тяжелого труда сталеваров, режиссер
пытался метафорически преобразовать действительность.
В своей первой
полнометражной картине «Листопад» (1968) режиссер выразил почти неуловимую
связь между временами года и состоянием души своего героя. Скрытое лукавство Иоселиани,
не избегающего возможности с доброй иронией подчеркнуть «донкихотство» Нико,
который борется за правильную организацию работы на винодельческом заводе,
проявляется в том, что режиссер окольцовывает заурядную историю внесюжетными
прологом и эпилогом. Начало может показаться обманчиво документальным. Дотошное
воспроизведение древнего обряда получения вина из винограда превращается в
священнодействие. А время сбора плодов и листопада оказывается временем выбора
пути. В финале ничуть не повзрослевший Нико гоняет мяч вместе с мальчишками на
пустыре около старинного храма. Простота и многозначность эпилога сопоставимы с
хроникальным прологом.
Следующий фильм Иоселиани
«Жил певчий дрозд» (1971) перенасыщен действием, сюжет ответвляется в разные
стороны, значение приобретает каждая мелочь. Жил певчий дрозд – вот фабула,
имеющая метафорический смысл. Сюжет лишен открытого конфликта, приближен к
стихийному течению жизни. Метафорическим камертоном ленты становится мотив истекающего
времени, отсчитывающего часы и секунды человеческой жизни. Внутри повествования
этот мотив сюжетно оправдан. Камертон необходим Гии как музыканту. А в часовой
мастерской, куда он часто заходит, работает приятель Гии. Своеобразный «вечный
цейтнот» заставляет Гию спешить. Но иногда действие замедляется – наступает
пауза, время останавливает свой бег.
Предыдущая Следующая