Предыдущая Следующая
Фильм «Пастораль»
(1976) выглядит более дидактичным, лишенным иронического заряда. Картина
рассказывает о поездке камерного оркестра городских музыкантов в деревню, где
они репетируют классические произведения, то соотносящиеся с буколикой
пейзажей, то контрастирующие с сельским бытом и местными нравами.
В «Пасторали»
проявляется притчевая форма. Природа, остававшаяся на заднем фоне в прежних
работах Иоселиани, становится главным героем в «Пасторали». Конфликт
между вдохновенными музыкантами и приземленными селянами может показаться не
терпящим примирения. Но после отъезда музыкантов, которые вроде бы должны были
уже всем надоесть, остается чувство грусти. Деревенская девочка, покорно
выполнявшая работу по хозяйству и лишь прислушивавшаяся к репетициям музыкантов,
ставит на проигрыватель подаренную ими пластинку и слушает музыку.
Переселение
режиссера во Францию в конце 1980-х гг. не было резким разрывом ни с обществом,
ни со страной. Не свойственная Иоселиани тема неприятия и раздраженного
отрицания советского прошлого нашла отражение в документальной ленте «Грузия
одна» (1994). В фильмах «И стал свет» (1989), «Фавориты луны» (1984), «Охота на
бабочек» (1992), «Коровья площадка» (1999) Иоселиани остается верен
своим эстетическим принципам, с большим лукавством смотрит на окружающий его
мир.
Из этого ряда
выделяется картина «Разбойники. Глава VII» (1996), в которой Иоселиани
свободно путешествует по прошлому и настоящему Грузии, его отношение к
действительности принимает уже трагифарсовые черты. В этой, седьмой по счету,
работе режиссера в игровом кино (что объясняет ее подзаголовок) наследник старинного
рода превращается в опустившегося на дно жизни пьяницу.
В 2000 г. вышел еще
один фильм Иоселиани «In vino veritas!». Фильм представляет поток жизни,
он почти лишен речи и от этого становится еще более привлекательным и таинственным.
Режиссер наконец-то нашел свою Грузию в Париже (эпизод пения вместе с клошаром).
Фильм «Утро понедельника» (2001) был удостоен приза «Серебряный медведь» за лучшую
режиссуру на Берлинском кинофестивале 2002 г.
Предыдущая Следующая