Предыдущая Следующая
В 50-е гг., осуществляя
постановки еще нескольких документальных лент (наиболее примечательная из них –
«Вся память мира» (1956), посвященная сокровищам Национальной библиотеки
Франции), Рене сближается с «группой тридцати», сплотившей прогрессивных
кинематографистов в борьбе за радикальное обновление национального кино. Творческое
ядро этой группы впоследствии приобрело известность под именем «новой волны», в
русле которой на рубеже 60-х гг. стало восприниматься и творчество Рене –
создателя игровых фильмов.
Не разделяя
экстремистских взглядов ряда деятелей этого направления, режиссер был солидарен
с идеологами «новой волны» в главном: в понимании кино как уникального зеркала
реальности, как «правды двадцать четыре раза в секунду» по выражению Годара.
Принципиальное своеобразие его собственного творчества определялось глубиной
философского видения действительности, роднившей произведения Рене с
поисками литературного авангарда Франции этой поры: прозой Ж.-П. Сартра
и А. Камю, экзистенциальными этюдами М. Дюрас и С. де Бовуар,
так называемым «новым романом» А. Роб-Грие и др.
Основным
содержанием фильмов режиссера на протяжении всего его пути неизменно остается
человеческое сознание, сложность, противоречивость, парадоксальность его природы,
причудливые механизмы памяти. Его герои – плоть от плоти своего трагического
времени, будь то француженка из послевоенного Невера или японец, чудом избежавший
ядерной бомбардировки Хиросимы, – в дебюте режиссера на ниве игрового кино
«Хиросима, моя любовь» (1959, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Каннах), мужчина и
женщина из аристократического круга, год назад якобы встретившиеся на некоем
курорте в Мариенбаде, – в его следующей ленте «В прошлом году в Мариенбаде»
(1961, по одноименному роману А. Роб-Грие; Гран-при МКФ в Венеции), стареющая
женщина из Булони и молодой француз, терзаемый призраками кровавых злодеяний
колониальных войск в Алжире («Мюриэль, или Время возвращения», 1963; премия
критики МКФ в Венеции, 1963), испанский подпольщик, день за днем продолжающий
рисковать жизнью в борьбе с франкистским режимом по заданиям коммунистического
центра в эмиграции – центра, вожди которого, кажется, утратили реальное представление
о настроениях народных масс на горячо любимой ими родине («Война окончена»,
1966; премия ФИПРЕССИ МКФ в Каннах).
Предыдущая Следующая