Предыдущая Следующая
Преображающая
магия кино (и других искусств) – постоянный предмет размышлений и поисков
позднего Годара: от мозаичных «киноантологий» («Блеск и нищета малой
киноиндустрии», 1986; «История(и) кино», 1989) до полифонических лент, замешенных
на культурных реалиях разных эпох («Германия девять ноль», 1991 и «ЖЛГ: автопортрет
в декабре», 1994). Значительное место в одной из последних работ режиссера
«Моцарт навсегда» (1996), по образному решению тяготеющей к фильмам 1960-х гг.
занимает тема искусства и места художника в раздираемом социальными и
политическими катаклизмами современном мире.
Общеевропейский
и общемировой резонанс творческого новаторства Годара огромен. Он
является виднейшим представителем авангарда в мировом кинематографе. Отзвуки
стиля режиссера и творческие принципы французской «новой волны» оплодотворили
не одно поколение киномастеров на разных континентах – от немца Р. В.
Фассбиндера до бразильца Г. Роши. Свой дебют «Бешеные псы» Квентин
Тарантино посвятил Годару и в честь его фильма «Отдельная банда»
(1964) назвал свою продюсерскую компанию A Band Apart. Страсть Квентина
Тарантино к поигрыванию с сюжетами и жонглированию жанрами определенно
восходит к «новой волне». Быть может, ни одному из признанных лидеров игрового
кино язык «десятой музы» не обязан в такой мере своим непрерывным обогащением,
как Годару, этому, по выражению критика Жана Колле, «Декарту
кино, первому философу, который самовыражается при помощи камеры».
ü Рене (Resnais) Ален (р.
1922), французский кинорежиссер. Лидер философского направления в авторском
кино Франции.
Родился в городе
Ван на северо-западе страны. Закончив среднюю школу, на рубеже 40-х гг.
переезжает в Париж. После двух лет учебы на актерских курсах поступает в киношколу
ИДЕК, где получает профессию монтажера. С детства интересуясь кинематографом, в
14 лет снимает свой первый любительский фильм «Фантомас»; в 1946 г. делает еще
два несохранившихся неигровых фильма. Путь в кинорежиссуре начинает с
документальных картин, посвященных судьбам художников и их творчеству: «Ван
Гог» (1948, приз за лучший документальный фильм на МКФ в Венеции, премия
«Оскар», 1950), «Гоген» (1950). Внимание общественности обратил на себя
пронизанный страстным антивоенным пафосом фильм о шедевре П. Пикассо «Герника»
(1950, совместно с Р. Эссансом; Гран-при МКФ в Пунта дель Эсте, 1952);
антиколониалистская тональность ленты о негритянской скульптуре «Статуи тоже умирают»
(1953, совместно с К. Маркером; премия Жана Виго, 1954) привела к
цензурным преследованиям. Широкий международный резонанс получил снятый по
сценарию Ж. Кейроля фильм о концлагере Дахау «Ночь и туман» (1955,
премия Жана Виго, 1956).
Предыдущая Следующая