Предыдущая Следующая
Франсуа Трюффо становился все
более жестоким, принимаясь за статьи о современном французском кинопроцессе с
его хваленым профессионализмом, всегда оказывавшимся весьма довольным обслугой
невежественной критики и реакцией зрителя-обывателя. Желтая обложка «Кайе»
начинала отливать желчью, первым это перестало удовлетворять Жака Риветта,
заговорившего о необходимости снимать собственные фильмы. Он твердил об этом
друзьям каждый день. Но прорваться в «папино кино» не было никакой возможности.
Проходив с десяток лет у какого-нибудь Отан-Лара в ассистентах и превратившись
в «папика», сам станешь делать фильмы «гарантированного французского качества»
с претенциозным перечислением звезд в начальных титрах и пафосным fin, между
которыми – только выспренние тексты и бессмысленное изображение.
«Новая волна»
рождалась из противостояния, из нетерпимости к посредственности и неприязни к
старческому маразму. Это было той самой социальной позицией, в отсутствии которой
– «узок их круг, страшно далеки они от народа» – учеников миролюбивых
философов-созерцателей Андре Базена и Анри Ланглуа будет обвинять
тупая пресса. «Новая волна» – кино параллельное, и, соответственно, оно находит
себя не в дорогом техническом прогрессе (цвет, широкий экран, широкий формат) и
не в изобретении немыслимых сюжетов, а в создании новой эстетики. За основание
берется «камера-перо» (идея Александра Астрюка), которой суждено было
весь европейский кинематограф повернуть от диктатуры фабулы к господству художественного
стиля, и «авторская теория» Франсуа Трюффо. Последняя оценивает фильм по
проявлению в нем личности режиссера, будь то особая исповедальная интонация
(что сам Трюффо продемонстрирует в автобиографическом фильме «Четыреста
ударов», а, например, Эрик Ромер – в пронзительной ленте «Знак льва» –
оба 1959) или оригинальная «аранжировка» канонических жанров («криминальные
ленты»: «Стреляйте в пианиста», 1960, того же Трюффо, «Лифт на эшафот» Луи
Малля, 1958). «Новая волна» верит в себя, ибо ее фильмы – доказательство
ненависти и любви. Ее истории – свидетельство чувств и пристрастий, дискуссии о
смысле жизни и «дурные прогулки» по Елисейским полям.
Предыдущая Следующая