Предыдущая Следующая
Среди
кумиров «Кайе» были такие разные художники, как Фриц Ланг (причем, вопреки
традиции особенно ценился американский период его творчества) и Фридрих
Вильгельм Мурнау, Альфред Хичкок и Хауард Хоукс, Джон Форд и
Эрнст Любич, Ингмар Бергман и Кэндзи Мидзогути. После смерти Базена,
когда Трюффо со товарищи ушли в режиссуру, традиции «Кайе» не
прерывались – теперь журнал защищал и отстаивал «своих» в противовес
ремесленной рутине текущего французского кинопроизводства. На его страницах
сформировалась школа интерпретационной критики, стремившейся дать словесный
эквивалент произведения искусства, где анализ был инкрустирован в красоты литературного
стиля.
Чутко следя за сменой мод, редакция, как и вся левая французская
критика, в 60-е гг. пошла по пути структурализма и постструктурализма, крайней
политизации художественного творчества и его интерпретации. Облик журнала
сменился. На его страницах дебатировались такие ключевые понятия времени, как
«деконструкция» (намеренное разрушение иллюзии реальности в кино) и
«дистанцирование» (франкоязычный эквивалент брехтовского «очуждения»). Именно
эти приемы якобы позволяли разрушить буржуазность, имманентно присущую перспективе
с одной точкой схода и романной повествовательности как таковой.
Новое
поколение 80–90-х гг. стремилось восстановить распавшуюся связь времен. Журнал
вновь стал многокрасочным, изложение – общедоступным, интересы –
преимущественно художественными.
Семинар
молодых кинематографистов в курортном городке Ла Напуль вряд ли можно назвать
днем рождения французской «Новой волны». 10 мая 1959 г. – скорее дата ее официальной
регистрации в книге браков и смертей. Что же касается самого имени, то «новой
волной» пресса окрестила молодое поколение французов, чья жизненная позиция
выяснилась в ходе общенационального опроса 1958 г. – желание знать правду о
войне в Алжире и иметь устойчивое правительство. Кинематографическая «Новая
волна» мало интересовалась политикой, в редакции «Кайе дю синема» и синематеке
кипели другие страсти.
Предыдущая Следующая