Предыдущая Следующая
Трудно
переоценить роль журналов в формировании творческих направлений и тенденций.
Пример французского журнала «Cahier du cinema» («Кайе дю синема» – «Кинематографические
тетради») в этом плане один из самых ярких. Основанный Андре Базеном (см.
приложение №8), он вырос из «Ревю дю синема» на волне послевоенного подъема
киноискусства в США и Европе, в первую очередь – итальянского неореализма. Вокруг
редакции журнала «Кайе дю синема» сформировалась группа молодых критиков
киноманов, мечтавших стать режиссерами, а пока проводивших дни и ночи в
синематеке Анри Ланглуа.
Анри
Ланглуа – знаковая личность для французского кинематографа. В 1936 г. он
основал Французскую синематеку и был ее бессменным директором. Решение
французского правительства в мае 1968 г. уволить А. Ланглуа с этого
поста стало одной из причин известных событий в Париже, повлиявших на все сферы
гуманитарного знания в современной Европе. О студенческих волнениях в мае 1968
г. рассказывает последний фильм выдающегося итальянского кинорежиссера Бернардо
Бертолуччи «Мечтатели» (2003).
Многие
из молодых сотрудников «Кайе дю синема» реализовали свою мечту: Франсуа
Трюффо, Жан Люк Годар и Клод Шаброль, Эрик Ромер и Жак Риветт стали основателями
и лидерами французской «новой волны». Но в начале 50-х гг. они были в первую
очередь критиками и друзьями, единомышленниками, соучастниками. Пока Базен
создавал основы новой теории кино, отстаивая идею «онтологического реализма»
экрана, его юные ученики анализировали текущий репертуар и работы классиков,
ругали отечественный и восхваляли американский кинематограф, готовили почву для
собственного выхода в профессию, минуя традиционную киношколу и длительное
ученичество.
В 50-е гг. именно на страницах «Кайе» была
сформулирована теория «авторства», впоследствии ставшая основой для
развития интеллектуального, философского кино. Не боясь парадоксов, ученики Базена
и будущие классики утверждали, что подлинное авторство наиболее полно
проявляется в американском жанровом кинематографе, где режиссер скован каноном
и вынужден идти против течения. Сами же они начали с исповеднических лент, не
скрывающих автобиографичности.
Предыдущая Следующая