Предыдущая Следующая
ü Принято различать три основных вида передвижений съемочного аппарата:
– трэвеллинг –
движение камеры, при котором угол между оптической
осью аппарата и плоскостью, по
которой он двигается, остается
неизменным. Камера может перемещаться
горизонтально, вертикально, порой используется боковое ее движение, но наиболее распространенными приемами стали наезд – движение вперед, и отъезд – движение назад, которое читается как удаление в пространстве, некоторое заключение, когда
камера физически и символически все дальше отодвигается от происходящего;
– панорамная съемка осуществляется с помощью вращения камеры вокруг ее вертикальной или горизонтальной оси. Такой вид съемки может быть как описательным, представлять зрителю всю панораму действия, расстановку персонажей; так и своего рода трюком, передающим, к примеру, ощущения кружащихся в вальсе;
– траекторная съемка представляет
собой различные сочетания наездов и отъездов с панорамированием и предполагает порой виртуозно сложный рисунок
движения камеры.
5. Кадр – отрезок пленки, который снят непрерывно, от включения
камеры до ее остановки. Нужно различать понятия «кадр» и «кадрик» – одно из 24
изображений, проходящих в секунду. Размер кадра может быть различным. К
примеру, фильм А. Сокурова «Русский ковчег» (2002) весь состоит из одного
кадра, а продолжается фильм около 2 часов.
6. План – степень
приближения камеры к объекту съемки. Первоначально съемки состояли из одного
плана, но со временем, когда камера стала более динамичной, появилась возможность
использовать различные планы. За меру была взята фигура человека на экране. Каждый тип плана призван решать свои
художественные задачи. Выделяют 6
видов крупности
плана: 1) дальний
(человек и окружающая
его среда) – передает ощущение
пространства; 2) общий (человек во весь рост); 3) «средний итальянский» (человек до колен) и «средний американский»
(победренная съемка человека) фиксируют
явления внешнего мира без углубления во
внутренний; 4) поясной или первый;
5) крупный (голова человека) – дает эмоциональную окраску, подчеркивает значимость показываемого объекта; 6) деталь (напр., глаз) концентрирует внимание зрителя,
способствует ассоциативному восприятию.
Предыдущая Следующая