Предыдущая Следующая
7. Ракурс – точка
зрения кинокамеры. Это одно из активных и эффективных средств операторского
искусства, позволяющих верно донести замысел режиссера. С помощью неожиданного
ракурса возможно указать на наиболее важные моменты объекта съемок, менять
соотношение между предметами, а следовательно, усилить эмоциональное содержание
кинокартины.
8. Кинокадры,
склеенные между собой, составляют киноленту, которая как бы «собирается»
из них с помощью монтажа. Слово «монтаж» в переводе с французского – «сборка».
Значения термина «монтаж»: 1. Принцип и закономерности построения
художественного образа (общий монтажный принцип в искусстве); 2. Система специфических
выразительных средств экрана, создающих кинематографическую образность; 3.
Технологический и творческий процесс соединения отдельно снятых
кадров (фрагментов) в единое идейно-художественное целое – фильм; 4. Расстановка
кадров в определенной последовательности.
8.1. Два вида
монтажа:
– внутрикадровый
– построение единого выразительного пространства-времени кадра. Выразительный
арсенал: ракурс, план, длина кадра, движение камеры и т. д. Композиция кадра
объединяет все его выразительные средства в новое художественное целое – мизанкадр
(термин Сергея Михайловича Эйзенштейна) – элемент монтажного
ряда (контекста). Мизанкадр – это минифильм со своими мини-темой,
мини-действием, мини-драматургией. Суть внутрикадрового монтажа – он
суммирует различные творческие приемы и соединяет в единую изобразительную
композицию все компоненты.
– межкадровый – сочетание
(склейка) мизанкадров на основе их содержания, ведущее к созданию единой
монтажной системы фильма. После склейки двух кадров у зрителей рождается третий
смысл (1+1=3).
8.2. Теоретики и
практики монтажа:
– Дэвид Уорк
Гриффит;
– Лев Владимирович
Кулешов:
«эффект Кулешова» (Иван Мозжухин);
– Сергей Михайлович Эйзенштейн:
монтажная фраза; монтаж аттракционов: эффект сильного эмоционального толчка,
сближение ударных изображений, не относящихся прямо к сюжету (примеры: «Часть
4. Одесская лестница» из фильма «Броненосец Потемкин»; сопоставление сцены
избиения рабочих полицией со сценой убийства скота на бойне из фильма
«Стачка»);
Предыдущая Следующая