Предыдущая Следующая
2. Цвет и звук придают нашему восприятию изобразительного пространства живой, ощутимый объем. Передача этих, наиболее характерных, черт реальности и определяет особую
достоверность и правдивость киноизображения. Этим объясняется эффект
сопричастности зрителя экранному действию,
веры в его подлинность. Изображение
воспринимается нами как возникшее в
данный момент, усваивается нашим сознанием
как «настоящее время», даже если речь
идет, допустим, о событиях, произошедших
«в прошлом». И лишь рассудочный охват целого позволяет зрителю «разместить»
действие фильма в разных временных пластах.
3. Как всякое искусство, кино основано на
отборе и построении материала. Законы композиции здесь остаются теми же, что и в живописи. С той лишь разницей, что статичность композиций преодолевается в кино сменой планов, движением камеры и т. д. Однако если рамка живописной картины «вырезает» фрагменты внешнего мира, как правило, исключая все
остальное, то рамка экранного изображения,
напротив, не должна вовсе восприниматься зрителем.
4. Кино владеет особыми приемами погружения зрителя в экранный мир, создания иллюзии пространства. Едва ли не
главную роль здесь
играет камера. Творческая роль съемочной
камеры в создании киноизображения чрезвычайно многообразна. Давно утвердилось мнение, что кино как искусство стало существовать с тех пор, как режиссерам пришло в голову перемещать кинокамеру во время съемки одной сцены.
Так была
изобретена смена планов, а вместе с
ней появился и монтаж – основа кино.
Поначалу камера использовалась для рассмотрения декорации или движения в кадре. Но со временем
камера начинает занимать все более субъективные точки зрения, осваивать
все более смелые перемещения. Различные типы
движения аппарата могут выполнять
многочисленные выразительные функции.
Чисто «описательные», когда движение камеры само по себе не имеет значения, оно лишь дает зрителю возможность как можно лучше рассмотреть содержание кадра. Камера как бы сопровождает движущегося человека или предмет. Или же показывает пространство действия.
Однако движение аппарата может иметь
значение и само по себе, неся драматургическую
нагрузку. В таких случаях оно
определяет пространственные отношения
между элементами действия – персонажами
или между персонажем и предметом.
Может выделить героя или предмет,
которым в дальнейшем суждено сыграть
важную роль. Может послужить выражением
субъективной точки зрения персонажа
или его внутренних переживаний.
Предыдущая Следующая