Предыдущая Следующая
9. Нечай, О. Ф. Основы
киноискусства : учеб. пособие / науч. ред. И. В. Вайсфельд. – М. : Просвещение,
1989. – 288 с.
10.
Паркинсон,
Д. Кино / Дэвид Паркинсон ; пер. с англ. Е. В. Комисарова. – М. : РОСМЭН, 1996.
– 160 с. – (Оксфордская библиотека).
11.
Шеметова,
М. Н. Искусство кино // Основы теории художественной культуры : учеб. пособие /
под общ. ред. Л. М. Мосоловой. – СПб. : Лань, 2001. – С. 190–216. – (Мир
культуры, истории и философии).
12.
Экранная
культура в генезисе смыслообразования / ред. М. Н. Щербинин. – Тюмень : Вектор
Бук, 2004. – 168 с.
Основные тезисы
Достаточно быстро кинематограф включил в диапазон своего
языка практически все остальные языки: театр, пластику, цирковые трюки,
изобразительные искусства, а чуть позднее мир звуков, в том числе естественную
речь и музыку, превратившись в наиболее интегративный и, тем самым,
наиболее универсальный и сильнодействующий язык двадцатого столетия.
1. Изображение – основной элемент кинофильма – чрезвычайно
выразительно и значимо. Живые существа и неодушевленные предметы предстают перед
зрителем фотографически точно и недвусмысленно
в своем узнаваемом зримом воплощении. Кино в высшей степени достоверно
передает ощущение реальности, воссоздавая на
экране ее черты. Казалось бы, кинокамера – аппарат механический –
приковывает режиссера, а вслед за ним и
зрителя к этой видимости. Но всякая действительность
в какой-то степени символична, у
каждой вещи есть внутренний смысл. И
кинематограф, быть может, более, чем другие искусства, позволил человеку
всмотреться в этот облик привычного,
проникнуть в его глубь, явился, по сути, феноменом поэтическим – самым
реалистичным и прямым средством передачи стоящего за внешним смысла. Изображение в кино – первичный материал и в то же
время чрезвычайно сложная реальность,
организованная художником с определенной эстетической целью. А главное – эта реальность дана в движении. Всякое изображение на экране является фрагментом последовательного действия и развивается во времени. И потому любой отдельно взятый кадр представляет собой лишь нечто незавершенное, открытое для развития, дальнейшего движения, передача которого и есть «смысл существования кино, его основное свойство, главное выражение его сущности» (Ж. Эпштейн).
Предыдущая Следующая