Предыдущая Следующая
В лучших фильмах этой поры – к ним
относятся также «Процесс Жанны д'Арк» (1962) и «Мушетта» (1967) – тяжкие
испытания, выпадающие на долю героев, их верность своему жребию обнаруживают не
только христианско-религиозное звучание, в них, как и в «Бальтазаре», ощутимы
ноты социального протеста. Обличение корыстолюбивого, лицемерного мира, чуждого
всякой духовности, пронизывает снятую на исходе молодежного движения ленту «Вероятно,
дьявол» (1977) и позднейшие ленты-экранизации Брессона –
«Кроткая» (1969, по рассказу Ф. Достоевского), «Четыре ночи мечтателя»
(1971, по мотивам «Белых ночей» Ф. Достоевского) и «Деньги» (1983, по
повести Л. Толстого «Фальшивый купон»). Характерно, что последняя лента Брессона,
всегда высоко ценимого кинокритикой, но не раз встречавшего прохладный прием у
массовой аудитории, разделила награду Каннского МКФ с фильмом «Ностальгия» А.
Тарковского, в 1972 г. включившего две работы режиссера – «Дневник сельского
священника» и «Мушетту» – в перечень десяти лучших фильмов, созданных на протяжении
всей истории мирового киноискусства.
– Тати Жак (1908–1982),
французский актер и режиссер.
Настоящая фамилия Татищев (по
русскому деду, дипломату в Париже). Классик французской комедии – и в то
же время стоит особняком в этом весьма развитом жанре кино Франции. Начинал
путь в спорте (регби, бокс, теннис) в 30-е гг. как любитель, а вскоре профессионально
выступал со смешными пантомимами в мюзик-холле. В 1932 г. попытался перенести
свои цирковые номера в кино, но фильм «Оскар, чемпион по теннису» не был им
завершен.
Универсальное мастерство Тати
проявилось с первых киноопытов – он был и сценаристом, и режиссером, и актером.
Продолжал выступать в мюзик-холле. В конце 30-х гг. и сразу после войны играл маленькие
роли в кино (например, в лентах Клода Отан-Лара «Сильвия и призрак»,
1946; «Дьявол во плоти», 1947), а в 1949 г. ставит «Праздничный день», так поразивший
прокатчиков своей новизной, что они согласились купить права только после
оглушительного успеха маленького частного просмотра. Однако в первые ряды
комедиографов Тати вывела следующая картина – «Каникулы господина Юло»
(1953) и, в особенности, «Мой дядя» (1958), получивший специальную
премию в Каннах и «Оскар», сделавший имя Тати известным всему миру.
Предыдущая Следующая