Предыдущая Следующая
ü
Два
других режиссера с ярко выраженной индивидуальностью:
– Брессон Робер (1907–1999),
французский кинорежиссер, сценарист, один из мэтров «авторского» кино, направления
в послевоенном европейском кинематографе. Во время Второй мировой войны попал в
плен и был депортирован в Германию, где провел полтора года. Вернувшись на
родину, еще при оккупации поставил первый полнометражный фильм «Ангелы греха»
(1943), конфликт которого – столкновение в стенах монастыря движимой чувством
жертвенности и самоотречения молодой монахини-альтруистки и изверившейся во
всем уличной женщины – сигнализировал о весьма нетрадиционном для мирового
кинематографа круге интересов будущего мастера. Нравственно-этические коллизии
лежали и в центре его следующей ленты «Дамы Булонского леса» (1945),
представлявшей собой вольное осовремененное переосмысление мотивов философского
романа Д. Дидро «Жак-фаталист».
Тяготение к крепкой литературной основе –
от средневековых французских романов до произведений Ф. Достоевского и Л.
Толстого – отличает творчество Брессона на протяжении его
дальнейшего пути в кинематографе, однако основу его изобразительного стиля
характеризует демонстративный отказ от традиционных приемов экранной выразительности,
в представлении художника связанной с «театром» как подражанием, имитацией
действительности. Напротив, как свидетельствуют его «Заметки о кинематографе»
(1975), задача «десятой музы» в понимании Брессона – выражение метафизических,
сущностных сторон бытия, находящих лишь косвенное, опосредованное воплощение в
видимом поведении людей. Художника-философа религиозной ориентации, его волнуют
духовные драмы, переживаемые персонажами-страстотерпцами, открытие конечных
истин существования в ходе трудного жизненного опыта.
Триумфом «авторского кинематографа»
режиссера стал созданный на основе одноименного романа католического прозаика Ж.
Бернаноса «Дневник сельского священника» (1951), отмеченный
неуклонной верностью нравственно-этической задаче и крайним аскетизмом формы.
Теми же чертами отмечен во многом автобиографический фильм «Приговоренный к
смерти бежал»/«Дух веет, где хочет» (1956). В этом же ключе решены фильм
«Карманник» (1959), пронизанный ассоциациями с творчеством Достоевского
рассказ о молодом воришке, испытывающем внутреннее перерождение под влиянием
любви к женщине, а также отмеченная библейской бесхитростностью притча об осле –
немом свидетеле чуждого доброты и сострадания человеческого мира – «На удачу,
Бальтазар» (1966). Эти ленты стали этапными в биографии Брессона-режиссера.
Предыдущая Следующая