Предыдущая Следующая
– Пазолини Пьер Паоло (1922–1975),
итальянский поэт, прозаик, драматург, режиссер, теоретик.
Окончил Болонский университет. В 1950 г. переезжает
в Рим. Активно работает на литературном поприще, издает сборник стихов, выступает
как исследователь религиозной поэзии, выпускает посвященный ей теоретический
журнал «Мастерская» («Оффичина»), пишет романы. С начала 1960-х гг. дебютирует
как режиссер. Его первый фильм «Аккаттоне» (1962) и снятая следом «Мама Рома»
(1962) в первую очередь свидетельствовали о творческом претворении в новое
время наследия неореализма. Однако подлинное новаторство Пазолини заключалось
в открытии неисследованного пласта действительности – маргиналов, людей дна, не
вовлеченных в просперити итальянского экономического чуда, а, скорее,
растленных им. Автором был реабилитирован язык героев (римский диалект), их
своеобразная культура, анализом которой дотоле кино не занималось. В короткометражном
фильме «Овечий сыр», снятом для альманаха «Рогопаг» (1963), автор в острой
полемической форме восстанавливает в правах первичные человеческие рефлексы, в
частности, голод, утверждая его приоритет перед религиозным чувством.
Его программный фильм «Евангелие от
Матфея» (1964) при всей скрупулезности адаптации первоисточника послужил
художественным призывом к движению контестации для молодого итальянского кино,
а сам Пазолини оказался духовным учителем для целого поколения. В
философской притче «Птицы большие и малые» (1965) он сопрягает целостные
духовные пласты – современность и Средневековье. Обратившись к античности в «Царе
Эдипе» (1967) и «Медее» (1969), дает авторскую трактовку
классических литературных первоисточников. В «Теореме» (1968), снятой по
одноименному собственному роману, предрекает гибель буржуазной культуры в
целом. В фильме «Свинарник» (1969) исследует проблемы фашизма и
неофашизма.
Художник левых взглядов противостоял
коммерциализации современного кино. Он стремился реабилитировать физическую
реальность человеческой плоти на экране в ее художественном и философском
аспектах, полагая недопустимым отдавать эту сферу на откуп коммерческому кино.
С этой целью создает свою «трилогию жизни» – фильмы: «Декамерон» (1970),
«Кентерберийские рассказы» (1972), «Цветок тысячи и одной ночи» (1974). В этих
экранизациях источников эпохи Возрождения разных стран и периодов, проникнутых
преимущественно духом ренессансного приятия человеческого бытия в его гармонии
с мирозданием, дал исчерпывающую собственную философию жизни в ее историко-культурном
преломлении.
Предыдущая Следующая