Предыдущая Следующая
После фильма «Крик» (1957, в сов. прокате –
«Отчаяние») снимает «Приключение» (1959), в котором авторская эстетика
получает исчерпывающее смысловое выражение: скрывающий природу вещей, в том
числе и драматических происшествий, окружающий мир непознаваем в основе своей
куда в большей степени, нежели внутренние взаимоотношения между героями. Фильм
открыл собою знаменитую тетралогию автора – «Ночь» (1960), «Затмение»
(1962), «Красная пустыня» (1964), – за которую режиссер был несправедливо
наречен своего рода певцом некоммуникабельности, тогда как атрофия чувств,
вернее их проявлений, у его героев была следствием как процессов, характерных
для Италии периода просперити («процветание»), так и глобального отчуждения
современного человека от мироздания. Кинематограф Антониони в 1960-е
стал характерным проявлением духовного состояния человека в современном мире,
по справедливости получив репутацию общекультурного явления ХХ века.
Заслужив реноме художника мирового
гражданства, после 1965-го снимает за пределами Италии. В его английском фильме
«Фотоувеличение» (1966) по рассказу Х. Кортасара «Слюни дьявола»
с гениальным мастерством воплощена основополагающая авторская идея: причинно-следственная
связь явлений в мире решительно противится любой визуальной запечатленности, в
сознании человека оставаясь некоей универсальной энигмой («загадка»). В игровом
фильме «Забриски Пойнт» (1969) и документальном фильме «Чунг Куо»
(«Китай») (1972) глазами Антониони даны современные США и Китай, в явно
сочувственном к молодежному движению хиппи в первом случае ключе, и столь же
дистанцированном от азиатских реалий – во втором. Снятый в Италии фильм
«Профессия: репортер»/«Пассажир» (1974), отчасти повествовавший о
криминализации освободительной борьбы в Африке, большей частью был отведен
излюбленной авторской мысли: адекватная картина реальности неустановима, вплоть
до невозможности идентифицировать даже главного героя произведения. «Антологизм»,
проявившийся в этом фильме, так или иначе свойствен исторической телемелодраме
«Тайна Обервальда» (1979) и «Идентификации женщины» (1982). После долгого
перерыва, вызванного тяжелой парализацией с необратимой потерей речи, совместно
с Вимом Вендерсом снял фильм «За облаками» (1995) по мотивам глав
собственной книги «Тот кегельбан над Тибром». Соавтор сценариев всех своих фильмов.
Предыдущая Следующая