Предыдущая Следующая
Знакомство в 1945 г. с Роберто Росселини,
«отцом неореализма», значительно повлияло на мировоззрение и будущее творчество
Феллини, который на протяжении первых послевоенных лет выступает соавтором
сценариев фильмов Росселини, а также сотрудничает как драматург с
другими режиссерами-неореалистами. Совместно с Альберто Латтуадой ставит
свой первый фильм (ту самую половину, что позднее будет обыграна в названии
прославленного его фильма «Восемь с половиной») – «Огни варьете» (1950), а следом,
по сценарию Микеланджело Антониони, комедию «Белый шейх» (1952).
Одновременно с новеллой «Брачное агентство» для альманаха «Любовь в городе»
(1953) Феллини снимает оригинальный, навеянный автобиографическими мотивами
фильм «Маменькины сынки» (1953), групповой портрет нового поколения молодых
провинциалов, для которых война и антифашистское Сопротивление (как, впрочем, и
героический пафос неореализма) не имели мировоззренческого значения. Фильм
«Дорога» (1954) универсальная философская притча с углубленными психологическими
характеристиками героев, принесший международную славу автору и сыгравшей в нем
главную роль Джульетте Мазине, впрямую определил идейно-художественный
отход от неореализма Феллини и рождение нового этапа в развитии
итальянского кино.
Последующие фильмы «Мошенничество» (1955) и
«Ночи Кабирии» (1957) уже своим выбором героев-маргиналов этот отход упрочили.
Несвойственный Феллини социологизм, с которым он отреагировал на «эпоху
экономического чуда», уравновешивался в «Сладкой жизни» (1960) введением в
фильм лирического альтер-эго автора в лице героя Марчелло Мастроянни,
благодаря чему картина оказалась в равной степени кинематографическим
произведением, вехой в развитии национального кино и явлением общественного
порядка. Авторский шедевр – «Восемь с половиной» (1963) с явными
автобиографическими аллюзиями в образе режиссера в исполнении того же Мастроянни
– перевел внешнюю сюжетику предыдущего фильма в глубинную, интровертированную,
столь излюбленную автором, решительно обновив киноязык и повлияв на несколько
поколений кинематографистов мира.
Предыдущая Следующая