Предыдущая Следующая
Годами могучего расцвета неореализма стала
короткая историческая пора между падением монархии в Италии (1946) и приходом к
власти партии христианских демократов (1948), которые последовательно повели
наступление на неореализм как народно-демократическое искусство. Многочисленные
выступления деятелей левого фронта в его защиту результата не дали.
Неореалистические фильмы последней волны – «Умберто Д.» (1951) де Сика,
«Рим, 11 часов» / «Рим в 11 часов» (1951) де Сантиса, «Самая красивая»
(1951) Висконти – несли в себе звучание минорного лада. Вместе с тем
стабилизация буржуазных институтов в Италии и повсеместное распространение
неореалистических лент в мире вызвали к жизни волну так называемого розового
неореализма, фильмов, продиктованных прежде всего рыночными требованиями и
имевшими к неореализму лишь опосредованное отношение. Драмы и трагедии жизни
нации были вытеснены мелодрамами и комедиями легковесного толка. Однако
гуманизм неореализма классической его поры, плодотворность его традиций были
подтверждены и развиты в направлениях и классических произведениях будущих
деятелей национального кино.
ü Маньяни Анна (1908–1973),
итальянская актриса.
Ей приносит успех участие в фильме Витторио
де Сика «Тереза-Пятница» (1941), где ей удалось создать народный женский
образ актрисы варьете. В программном фильме неореализма «Рим –
открытый город» (1945) Роберто Росселлини исполнила
классическую роль Пины – женщины из народа, участвующей в Сопротивлении.
Темперамент, открытая экспрессивность чувств, внешняя фактурность и бесспорный
талант сделали Маньяни ведущей актрисой итальянского неореализма. В
этой стилистике исполняет разножанровые роли в «Депутатке Анджелины» (1947) Луиджи
Дзампы, «Мечтах на дорогах» (1947) Марио Камерини, «Самой красивой»
(1951) Лукино Висконти. В годы розового неореализма, не пытаясь примениться
к его коммерческим требованиям, пытается найти соответствующий своему таланту материал
в фильмах «Золотая карета» (1952) Жана Ренуара, «Татуированная
роза» (1955, США, премия «Оскар») Даниела. Однако в новое время ее типаж
все менее востребуется как неподобающий «эпохе экономического чуда». И
лишь единственный из режиссеров молодой генерации Пьер Паоло Пазолини
поручает ей главную роль в фильме «Мама Рома» (1962), в котором она не
только воплотила материнское счастье и материнскую трагедию, но и выразила
драму сильной личности, перемалываемой неумолимым временем.
Предыдущая Следующая