Предыдущая Следующая
2. Италия
ü Итальянский
неореализм.
Неореализм (от греч. neos – «новый»
и позднелат. reales – «вещественный»), мощное идейно-художественное
направление в итальянской культуре, преимущественно в кинематографе, с
окончания Второй мировой войны, в первые послевоенные годы. Был вызван к жизни антифашистским
движением Сопротивления, консолидацией всех социальных слоев общества за
освобождение страны от нацистской оккупации. Творчески развивая традиции
критического реализма, неореализм опирался на национальное литературное
наследие веризма – аналога европейского натурализма, – а также на реалистические
тенденции национального кино 10-х гг. Истоки неореализма в кино – деятельность
антифашистов-интеллектуалов Дж. де Сантиса, Дж. Феррары, Л.
Висконти, У. Барбаро, Л. Кьярини, М. Аликаты, К. Лиццани, М. Антониони, Ч.
Дзаваттини (идейный вдохновитель неореализма). Вбирая опыт новаторского
советского кино 20–30-х гг. и прогрессивного западного киноискусства, именно
итальянские кинематографисты реально создали художественную платформу, противостоящую
эстетике, господствующей в муссолиниевском кино.
Снятая в 1942 г. «Одержимость» Лукино
Висконти с ее суровым, жестким реализмом несла в себе предощущение
близких идейно-художественных перемен. Этими стилистическими веяниями были проникнуты
фильмы «Четыре шага в облаках» (1942) А. Блазетти и «Дети смотрят на
нас» (1943) В. де Сика, маститых кинодеятелей, далеких от
оппозиционности. Подобно тому как Сопротивление вбирало в себя новые и новые
слои населения страны, неореализм также объединял вокруг себя кинематографистов
разных школ и возрастов еще до того как стал доминирующим. В 1945 г. был снят программный
неореалистический фильм, своего рода фильм-пролог «Рим – открытый город» Р.
Росселлини, посвященный героическому национальному Сопротивлению, а
вслед за ним им же была создана «Пайза» (1946) – широкая фреска об освобождении
Италии от оккупантов. С очевидностью выявилось, что одновременно с
идейно-тематическим обновлением происходит тотальная художественная
революция в кино. Вместо студийных павильонов местом съемки становится
натура послевоенной Италии, непрофессиональные исполнители во многом замещают
актеров вчерашнего кино, привнося в экранное пространство небывалую дотоле
глубину и ощущение подлинности происходящего, обновляются киноязык,
драматургия, монтаж и сама типология кинематографического произведения. Среди
широкой панорамы неореалистических картин второй половины 40-х как бесспорные
шедевры выделяются фильмы: «Земля дрожит» (1948) Лукино Висконти;
«Нет мира под оливами» (1950) де Сантиса; «Похитители
велосипедов» (1948) Витторио де Сика. Фильм «Похитители
велосипедов», решенный как современная трагедия, стал развернутым
художественным манифестом направления, получившим международное признание.
Предыдущая Следующая