Предыдущая Следующая
Все это в первую очередь давало Крючкову
право представительствовать на экране от имени зрителя, сразу же узнавшего в
герое самого себя, но – идеального, обретшего всю ту сумму умений, которая и
давала право претендовать на роль героев согласно установкам времени, не
ведавшего и не признававшего никаких душевных колебаний и сложностей. Однако
эти же качества обращаются против Крючкова во второй половине 40-х гг.:
он недостаточно монументален для героев Большого стиля.
После участия в годы войны в экранизациях
канонических пьес Константина Симонова («Парень из нашего города»,
«Русские люди» – последний выпущен под названием «Во имя Родины»), Александра
Корнейчука («Фронт»), а затем в очень популярной и жестко разруганной
критиками комедии «Небесный тихоход» Крючков уходит в тень. Наиболее интересная
его работа той поры в экранизации повести Э. Казакевича «Звезда» увидит свет
лишь после смерти Сталина. Когда же в 50-е гг. он вновь возвращается на экран,
интенсивно снимаясь, оказывается, что он стал неотъемлемой частью экранной
реальности советского кино, но героем современности быть перестал.
Отныне – он герой прошлых эпох:
исторического прошлого России («Максимка», «Море студеное»), Гражданской войны
(«Тревожная молодость», «Поэт», «Сорок первый») и Великой Отечественной («Бессмертный
гарнизон», «Баллада о солдате», «Далеко на Западе», «Золото», «Особо важное
задание»). И в фильмах о современности на протяжении 50–80-х гг. – он мудрый,
заслуженный, всепонимающий ветеран («Адрес нашего дома», «Когда наступает
сентябрь», «Телеграмма», «Мой друг дядя Ваня», «Горожане»). Во всех этих
картинах Крючков соотносится со своим экранным прошлым, но никак не с судьбой
реального прототипа зрителя.
Он существует свободно и разумно в условном
идеальном киномире. Соотнесение же с реальностью для его героя катастрофично,
что продемонстрировали лучшие его работы 30-летия – прежде всего в фильмах В.
Скуйбина «Жестокость» и «Суд», в «Деле Румянцева» И. Хейфица, в телефильме С.
Туманова «Гнезда» и, наконец, в «Осеннем марафоне» Г. Данелии. В них
герой Крючкова – человек, растерявшийся перед проблемами живой
реальности. Тут-то и обнаружилось, что Крючков был не столько героем,
сколько символом времени, настаивавшего на своем героическом характере, так что
у персонажа не оставалось никакого выбора. Поэтому героизм этого персонажа
оказался откровенно условным.
Предыдущая Следующая