Предыдущая Следующая
ü Крючков Николай
Афанасьевич (1911–1994),
российский актер.
Учился актерскому мастерству при Московском
центральном ТРАМе (Театр рабочей молодежи). До 1930 г. работал на фабрике «Трехгорной
мануфактуры» гравером-накатчиком. С 1931 г. – актер ТРАМа. В кино – с 1933 г.,
первая роль – Сенька в фильме Бориса Барнета «Окраина». Один из
самых снимаемых актеров советского кино. Пожалуй, любому из плеяды
легендарных зрительских любимцев – Борису Андрееву, Марку Бернесу, Петру
Алейникову и Борису Чиркову – Крючков уступал в филигранности
мастерства, но именно он стал символом предвоенного времени, ибо растворился в
нем без остатка. Время, а не режиссеры, открыло в нем своего идеального героя –
идеального исполнителя велений времени.
Режиссеры ценили его прежде всего за
естественность реакций, предельную органику, способность полного слияния с ситуацией – недаром открыл Крючкова
для кино один из самых органичных режиссеров советского кино Борис Барнет
в замечательных своих фильмах «Окраина» (1933) и «У самого синего моря» (1935).
Качества, привлекшие его в молодом актере ТРАМа, недавнем рабочем с Трехгорки,
отнюдь не героические, скорее лирические. Но, как только время приобретает
откровенно выраженный героический характер, Крючков становится самым
типичным героем – благодаря все той же способности полного слияния с ситуацией.
Он переиграет в 30–40-е гг. всех главных
героев времени: пограничников («На границе») и шахтеров-стахановцев («Ночь в
сентябре»), летчиков («Брат героя») и танкистов («Трактористы», «Парень из нашего
города»). И в любой роли он будет иметь все, требующееся от героя этих лет, и
проделает все так же лихо и сноровисто, как сапожничал в «Окраине». А сверх
того всегда будет готов спеть, сплясать (прошел в ТРАМе школу Натальи Гхан
– знаменитой мисс Менд из фильма Бориса Барнета) и сыграть на гармошке –
продемонстрировать все те качества, которые в народе исторгают восхищение: «Ну,
артист!».
Предыдущая Следующая