Предыдущая Следующая
Не менее шумным успехом и всеобщей
популярностью в СССР пользовался и следующий фильм Александрова – «Цирк»
(Высшая премия на Международной выставке в Париже, 1937), где и в сюжете, и в
рисунке исполнения главных ролей (Л. Орлова, С. Столяров), и в музыке Дунаевского
на первый план вышли мотивы социально-патриотической мелодрамы, а комические
гэги и репризы лишь интонировали все действие в веселом и оптимистичном ключе.
Однако и здесь, и в своих последующих комедиях – «Волга-Волга», «Весна» (Международная
премия МКФ в Венеции, 1947), – режиссер умело и изобретательно сочетал элемент
политической пропаганды с чистой развлекательностью, вводил в действие
колоритных сатирических персонажей, благодаря чему у зрителя не возникало
ощущения идеологического нажима.
Позднее, работая в жанре политического
памфлета («Встреча на Эльбе») и биографического фильма («Композитор Глинка»), Александров
пошел на уступки политической конъюнктуре. В конце 1950-х гг. пытался
вернуться к формальным экспериментам в жанре музыкального ревю («Человек
человеку», «Русский сувенир»). В завершение своей творческой биографии поставил
картину о советских разведчиках («Скворец и лира»), которая, однако, единодушно
была расценена как полная неудача и в прокат не вышла.
В истории отечественного кино Александров
остался непревзойденным мастером музыкальной комедии «большого» стиля, сумевшим
свести в единое русло патетику и эксцентрику. Был женат на актрисе Л. Орловой,
сыгравшей главные роли в большинстве его картин.
Пырьев
Иван Александрович (1901–1968), режиссер, сценарист.
В 1916–1920 гг. служил
в действующей армии. В 1923 г. окончил актерское и режиссерское отделение
Государственной экспериментальной театральной мастерской. Был актером 1-го
Рабочего театра Пролеткульта и театра им. Мейерхольда. С 1925 г. – сценарист,
ассистент режиссера, затем режиссер ряда киностудий. С 1939 г. и до конца жизни
работал на «Мосфильме».
Предыдущая Следующая