Предыдущая Следующая
В начале 1930-х гг. Пырьев напряженно ищет
свою тему, мечтает экранизировать «Мертвые души» Н. В. Гоголя, но
обстоятельства вынуждают его выбрать путь политически лояльного режиссера. Тем
не менее, даже в политически ангажированном «Партийном билете» (1936) – фильме
о враге советской власти, прикинувшемся партийным активистом, – он достигает
подлинного драматизма и детективной напряженности интриги.
«В советском кино 30-х гг. существовали две
модели смешного – городская и деревенская. Первую представлял Григорий Александров,
штукарь и эксцентрик, пересадивший на нашу почву опыт танцевально-музыкального
Голливуда. Вторую разрабатывал Иван Пырьев, создавший разновидность
псевдофольклорного примитива, своего рода идеологический лубок, где
искусственно созданный образ поющего народа погружался в архаическую стихию
аграрного цикла» (Добротворский С. Богатая невеста с идейным приданым //
Коммерсант. – 1995. – 1 апр.).
«Богатая невеста» (1937) –
лирическая музыкальная комедия о колхозной жизни, встреченная зрителями с большим
энтузиазмом, – определила для Пырьева выбор жанра и темы на годы вперед.
Режиссер ставит музыкальные комедии – «Трактористы» (1938), «Свинарка
и пастух» (1941) – о битвах за урожай, о веселых и неутомимых передовиках.
Эти феерии, не имевшие ничего общего с реальной жизнью, тем не менее, полюбились
рядовому зрителю.
В годы войны Пырьев снял музыкальную
мелодраму «В шесть часов вечера после войны», полную предчувствия
грядущей Победы. «Сказание о земле Сибирской» представляет любопытное
смешение жанров – мюзикла, мелодрамы и оратории. «Кубанские казаки»
(1950, премия международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1950, Государственная
премия СССР, 1951) стали вершинным достижением режиссера на поприще музыкальной
кинокомедии. Лирически-водевильный сюжет, замечательные песни И. О.
Дунаевского, которые сразу запела вся страна, счастливая колхозная
жизнь (хотя бы на экране), – все это снискало картине всенародную любовь
зрителей, уставших от ужасов пережитой войны и послевоенного лихолетья.
Предыдущая Следующая