Предыдущая Следующая
Недавние беспризорники, ныне же –
полноправные члены общества. Недавние зрители (преимущественно безбилетные,
прорывающиеся в зал на «протырку») – ныне артисты. Экран и зал здесь фактически
впервые узнают себя друг в друге с восторгом и изумлением, так же как
беспризорники фильма узнают себя в обществе, вдруг оборачивающемся к ним
белозубой открытой улыбкой начальника – не колонии, коммуны! – Сергеева в
исполнении Николая Баталова, актера МХАТа.
«Путевка» – аттракцион по своей
сути. Аттракционно все вместе и по отдельности. Иерархия «высоких» и «низких»
жанров смещена: народный артист Качалов, подобно хору античной трагедии,
обращающийся в зал с приветствием в прологе, соседствует с блатными песенками,
которые распевает беспризорник в сцене «бузы» с умопомрачительными кульбитами,
заставляющими вспомнить первые эксцентрические короткометражки всемирно
признанных к тому времени мэтров, – с патетическими финальными эпизодами
похорон главного героя, явно навеянными аналогичной сценой из «Броненосца
Потемкина». А самый главный аттракцион – заговоривший человек.
Фактически Николай Экк, вышедший из
той же школы, что и Эйзенштейн, Юткевич, Охлопков (в то время более
известный как кинорежиссер-авангардист) – из мастерской Мейерхольда, –
возвращает эйзеншнтейновскому термину «монтаж аттракционов» его первозданность,
ту почву, на которой он возник и которой не уставали клясться в первые годы работы
в кино мастера 20-х гг., – уличную стихию народных гуляний, увеселительных
заведений, где само кино оказывалось одним из аттракционов, наряду, например, с
воспетыми в «Чертовом колесе» ФЭКСов американскими горками.
Собственно говоря, сам жанр, в конечном
счете, продиктован залом. Им же санкционирована иерархия героев. Сюжет
элементарен, но не примитивен. Он достаточно многофигурен, чтобы из массы возникающих
на экране и моментально впечатывающихся в память лиц выбрать тех, кто для
зрителя станет подлинным героем, движущим сюжет. «Путевка» – конечно же,
утопия, утопическое действо, где полярно разведены два мира – праведный и
неправедный. Праведный – в монастыре, на открытом пространстве, освещенный
солнцем и улыбкой мудрого и всесильного владыки Сергеева. Неправедный – в
глухом лесу, укрытый от солнца притон-«малина», и правит им лукавый и жестокий
Жиган Михаила Жарова. Посланец праведного мира в его стане – ангелоподобный
Колька-Свист. Посланец неправедного в стане праведных – Васька-Буза с клоунски
вздыбленной рыжей шевелюрой. Такова расстановка сил в сценаристском замысле. Но
когда перед камерой возник недавний пастух из марийской деревни, а на момент
съемок – поэт и студент-актер ВГИКа Йыван Кырля (репрессирован в 1937),
его герой, движущийся из темного мира прошлого в светлое будущее, и был признан
зрителем главным героем – двигателем сюжета, ибо двигался сам, в отличие от
других персонажей. Постепенно преодолеваемое несовершенство героя роднило его
со зрителем, обещая и зрителю геройское будущее. Гибель Мустафы, неизбежная в
системе, где от героя требовалось прежде всего совершенство – то есть
прекращение движения любой ценой (и ценой смерти в том числе), – воспринималась
зрителем как трагедия. Через несколько лет именно так будет восприниматься построенный
на тех же принципах «Чапаев».
Предыдущая Следующая