Предыдущая Следующая
В ролях: Николай Баталов, Йыван Кырля,
Михаил Джагофаров, Владимир Весновский, Регина Янушкевич, Михаил Жаров, Мария
Гонта, Александр Новиков, Мария Антропова, Рина Зеленая.
Режиссер: Николай Экк. Лучший
режиссер по опросу оргкомитета I МКФ в Венеции-32 (Выставка киноискусства).
Авторы сценария: Николай Экк, Регина Янушкевич, Александр Столпер. Оператор:
Василий Пронин.
ü
«Чапаев»
(«Чапай»). Ленфильм,
1934. Героическая драма, историко-биографический фильм. По книге Д. А. Фурманова.
Наполненный революционной романтикой и
яркими характерами, с блестящей игрой исполнителя главной роли Бориса
Бабочкина, фильм рассказывает о легендарном герое Гражданской войны – Василии
Ивановиче Чапаеве (1987–1919). «Чапаев» – это уникальный опыт создания
культурного героя средствами кино. Фильм братьев Васильевых появился в тот
момент, когда поэзия на советском экране сменялась драмой. Идеология заговорила
в нем не языком монтажного авангарда 1920-х гг., а кинопрозой с элементами
вестерна, комедии и народной песни.
Старая хроника сохранила неопровержимый
факт небывалого успеха этого фильма. «Мы все идем смотреть Чапаева» – такой
транспарант несут красноармейцы в колоннах многолюдной демонстрации. Это
действительно был фильм «для всего советского народа», для многих его
поколений. Секрет успеха прост и трудно, редко достижим. Он – в герое, одновременно
легендарном и реальном, психологически сложном и сказочно простом,
принадлежащем истории и мифу. Авторы сценария и режиссеры фильма братья Васильевы
создавали такого героя, находясь между литературой и фольклором, между прозой
бывшего комиссара чапаевской дивизии Д. Фурманова и народными песнями, сказами
о Чапаеве.
К нему стягиваются все сюжетные линии, на
нем замыкаются все отношения, на него работают все остальные персонажи, непосредственно
и опосредованно. Даже события Гражданской войны – лишь драматическая среда, в
которой живет, борется и погибает этот герой. Герой с большой буквы, ибо являет
собой счастливого человека, оседлавшего свою судьбу и трагически погибающего,
несмотря на это. Но герой без котурн, с живым, противоречивым, многожанровым
характером. К такому зритель проникается доверием и интересом, дарит ему любовь
и сочувствие, действительно готов надеяться: «А вдруг выплывет!».
Предыдущая Следующая