Предыдущая Следующая
К середине 30-х гг. в стране
окончательно сформировалась государственная система, решительно подчинившая
себе все стороны жизни общества. Укрепление основ государственной системы стало
главной задачей искусства. Возросший с приходом звучащего слова авторитет
отечественного кино у широкой аудитории подтверждал правоту ленинских слов о
решающей роли кино в пропаганде идей социализма.
Поэтому к кинематографу государство
относилось с особым вниманием. Кино должно было дать не просто образ
современной действительности, но его формулу. Система жанров призвана была
воплотить идеальный образ социальной системы со всех ее сторон. Поэтому 30-е гг.
в отечественном кино – период формирования канонической жанровой системы.
Историко-революционные фильмы:
ü «Путевка в жизнь». Межрабпомфильм,
1931. Драма.
Этот фильм был признан сразу во всем мире.
Выстраивались огромные очереди у касс, газеты пестрели восторженными отзывами
на разных языках, а на I Венецианском кинофестивале 1932 г. постановщик
«Путевки» Николай Экк был признан самым талантливым режиссером,
хотя конкурентами дебютанта в игровом кино были Кинг Видор и Жюльен
Дювивье, Рубен Мамулян и Джон Уэйл, Рене Клер и Александр
Довженко. Влияние Экка усматривали потом в «Забытых» (1960) Луиса
Бунюэля, в фильмах итальянских неореалистов.
Между тем фильм так и остался загадкой в
мировом кино. Хотя, может быть, никакой загадки и не было? «Просто
увлекательный сюжет разыгрывали талантливые актеры», – так писал много лет
спустя один из современников и соотечественников Экка. А вся
уникальность фильма лишь в том, что он – первый «стопроцентно говорящий»
в отечественном кино. Герой заговорил – и впервые в «Путевке» был услышан,
а потому и узнан, и признан. «Путевка» уникальна именно как образец
сотворчества экрана и зала. Мелодраматическую (здесь в буквальном
смысле, если учесть, что мелодрама – это именно музыкальная драма) историю о
том, как «перековываются» (был у эпохи такой технологический термин) бывшие
беспризорники под влиянием мудрых чекистов-воспитателей, а силы преступного
мира стремятся во что бы то ни стало им помешать, разыгрывали прототипы героев.
Предыдущая Следующая