Предыдущая Следующая
5. Монтажные координаты
В игровом фильме в зависимости от
режиссерского решения мизансцены оператор выбирает позицию камеры, вид
объектива, масштаб и ракурс, координирует расположение фигуры и направление
движения на картинной плоскости кадра, наблюдая его в визир аппарата,
определяет при панорамировании положение, масштаб и направление движения фигур
относительно позиции камеры (объектива) с учетом места и значения данного кадра
в монтажной картине.
При этом ему приходится
учитывать, что получить в монтаже из отдельно снятых кадров цельную и как будто
бы непрерывную картину действия можно лишь при условии соблюдения во время
съемки так называемых монтажных коор- д и н а т .
Монтажная картина на экране
должна давать ясное представление о поведении объекта. Для этого прежде всего
необходимо, чтобы в монтажных кадрах органически продолжались основные формы
движения фигуры: его направление, темп, скорость и т. д.
Характер движения фигуры на
экране зависит от правильной постановки этого движения в предметном
пространстве кадра и от приема съемки.
Для того чтобы на экране фигура
двигалась на зрителя — из глубины пространства или от зрителя — в глубину
пространства, в направлении главного луча, необходимо снимать движение фигуры
на аппарат или от аппарата.
Для того чтобы на экране фигура
двигалась в три чет- в е р т и — слева направо или справа налево, из глубины
пространства или в глубину пространства, — необходимо снимать
движение фигуры в предметном
пространстве кадра м и м о а п п а р а т а , перпендикулярно главному лучу.
Движение фигуры на экране в фас,
в три четверти или в п р о ф и л ь может быть продолжено в монтажных кадрах. Но
для этого должны совпадать начальные положения фигуры на стыке монтажных кадров
в направлении движения. Если на общем плане фигура движется в п р о ф и л ь ,
то оказывается возможным продолжать это движение на среднем плане не в полный
профиль, а только в три четверти. Монтировать в стык два общих плана с
движением фигуры в п р о ф и л ь и в т р и ч е т в е р т и нельзя, так как
возникает скачок. Объясняется это тем, что пространственная ориентировка
зрителя на общих планах значительно точней, чем на средних и крупных планах,
где фигура занимает большую часть картинной плоскости и прикрывает глубину
пространства.
Предыдущая Следующая