Предыдущая Следующая
Данная панорама отличалась
технической сложностью и большим пространственным охватом. Так, в начале
95-метрового пути камера делает поворот под углом 30°, затем 82 м идет
прямолинейное движение по рельсам с одновременным панорамированием влево и при
въезде во двор дома Кошевых камера поворачивает под углом примерно 100°. В
соответствии с движением камеры были организованы движение актеров и их работа
в кадре.
Поскольку все действие этого
кадра происходит в определенный промежуток времени и в одном месте, вполне
возможно было снять всю сцену — и действия немцев, и въезд генерала, и стоящих
Кошевую и Тюлениных с одной точки в одном статическом кадре. Однако с помощью
такого приема съемки авторы фильма могли дать только самую общую информацию о
факте,
о действии.
Впечатление же зрителя от данной
конкретной сцены не могло быть организовано постановщиками, ибо зритель не в
состоянии был бы разглядеть ограниченных, жестоких физиономий гитлеровцев,
воспринять грубую тупость генерала, понять отношение к происходящему Кошевой и
Тюленина.
Благодаря съемке движущейся
камерой удалось придать большую достоверность происходящему, оттенить
непринужденность поведения героев, органически связать действие отдельных
персонажей друг с другом и с окружающей обстановкой. Тот
или иной поступок персонажа
воспринимался как естественная реакция на развертывающиеся события.
И в то же время весь кадр
вырастал до значения обобщенной художественной картины первых дней оккупации. В
испуганном изумлении Нади Тюлениной, горько-возмущенном напряжении ее брата
Сергея, гневной скорби матери Олега Кошевого не только отражалось их отношение
к оскорбительной наглости именно этих гитлеровцев — действующих лиц эпизода, но
и как бы выражалось общее отношение советских людей к фашистским захватчикам.
Построение кинетического кадра и
его съемка являются одной из самых сложных съемочно-постановочных работ
оператора в фильме. Именно для того, чтобы кадр смотрелся как простое и
естественное развитие действия, его необходимо очень точно и строго
организовать, согласовать все формы движения и актеров, и камеры, чтобы каждый
актер был в нужном месте в нужное время и совершал задуманные поступки. Движение
камеры и людей должно быть согласовано как в пространстве, так и по времени и
темпу.
Предыдущая Следующая