Предыдущая Следующая
Активное движение камеры обеспечивает
естественное движение как в ширину, так и в глубину пространства и, кроме того,
возможность свободного выхода фигуры на первый план, т. е. освобождает
режиссера от необходимости врезать крупные планы и дробить сцену на мелкие
куски.
Кадры, снятые движущейся камерой,
отличаются не только подчеркнутой реалистичностью и конкретностью, но и
содержательной емкостью.
О насыщенности сюжетным материалом,
показываемым в одной кинетической ко.мпозиции (в одном кадре, снятом движущейся
камерой), можно судить на примере из фильма «Молодая гвардия» (1-я серия, кадр
№ 167, 68 метров, 50 кадриков).
Вот его содержание по монтажному
листу:
«Улица Краснодона. У колонки
женщина набирает воду, постепенно улица заполняется немецкими частями. На общем
плане выделяется голос (по-немецки)...
У водонапорной колонки из машины
выскакивают немцы. Они орут, поливают друг друга водой и, приплясывая, поют...
• Камера движется за
выскакивающими из машины немцами. К появившемуся в кадре среди идущих немцев
Сергею Тюленину подбегает Надя Тюленина.
Надя. Сережа1 Сережа, а у нас
немцы Федора Федоровича убили.
С е р г е й . Ты чего здесь
делаешь? Беги домой, да огородами беги!
Мимо Сергея Тюленина гестаповцы
протаскивают бесчувственного человека.
Аппарат движется дальше, мимо
орущих немецких солдат, расстреливающих курицу. Регулировщик расталкивает
солдат...
Панорама доходит до палисадника
Кошевых.
В кадре у забора появляется Елена
Николаевна. Приближается генеральская машина в сопровождении мотоциклов.
Генерал выходит из машины, проходит мимо...
Генерал проходит по палисаднику
(генерал по-немецки): «Все вокруг вырубить!»
Для постановочной реализации этой
сцены режиссер С. Герасимов и оператор В. Рапопорт на одной из улиц Краснодона
выбрали соответствующую обстановку, определили технику съемки кадра,
разработали как форму движения камеры, так и форму и порядок внутрикадрового
движения людей и техники.
Предыдущая Следующая