Предыдущая Следующая
Оператор может свободно менять
точки съемки и ракурсы, при условии сохранения основного, генерального
направления движения объекта и двух других координат — формы и темпа движения
фигуры.
Кроме координации монтажных
кадров по расположению фигур и предметов на картинной плоскости и по
направлению их движения необходимо их скоординировать в отношении жестов и
мимики изображаемых фигур.
Жест, начатый на общем плане,
должен быть продолжен на среднем, движение фигур должно переходить из кадра в
кадр плавно и органично.
Координация кадров по направлению
жеста и в соответствии с содержанием диалога позволяет создать иллюзию
присутствия второго собеседника, как бы расположенного за кадром. Для этого
очень важна направленность и сосредоточенность взгляда персонажа — «бегающие»
глаза обнаруживают отсутствие партнера.
Крупный план, снятый в фас, имеет
важное значение для техники монтажа. Поскольку на крупном плане в фас
направления движения и жеста часто бывают не выявлены, их можно монтировать с
кадрами, снятыми в три четверти на аппарат, независимо от направления,
использовать для перехода с одного направления на другое, а также для изменения
темпа. Так, например, для того чтобы перейти в монтаже с правого направления
движения на левое, достаточно вмонтировать пере- бивочный крупный план в фас.
Следовательно, монтажная съемка
требует соблюдения следующих координат в последовательно расположенных кадрах:
пространственное размещение фигур, направление и темп движения фигур, форма
жеста, направленность взгляда. Кроме этого, необходимо соответствие монтажных
кадров по ракурсу и по масштабу (крупности) плана.
Монтажные кадры также обязательно
должны быть строго скоординированы по свету и по тону, так как в кадрах
монтажной картины должно быть соблюдено единство светотональной композиции. Для
того чтобы монтажно снятый эпизод смотрелся как единая картина, оператор при
съемке обязан скоординировать изобразительные элементы снимаемых кадров.
Предыдущая Следующая