Предыдущая Следующая
Эпизод «смерть сына Анатолия»
соответственно настраивает на восприятие следующего эпизода фильма —
«усыновления Ванюши».
После своеобразного монолога
Соколова: «...похоронил я в чужой немецкой земле последнюю свою радость и
надежду... и словно во мне что-то оборвалось... Куда же мне теперь? В Воронеж?
Ни за что!», на экране изображается вывеска чайной Урюпинского Р П С и далее
панорамой показывается мальчик, подбирающий арбузные корки (кадр 500). Нужны ли
здесь, в этом драматически насыщенном эпизоде, такие натуралистические детали,
как вывеска? Безусловно, нужны. Зритель, читая текст вывески, понимает, что
Соколов не поехал в Воронеж, что он поселился в случайном, чужом месте, и, видя
Соколова в чайной и на грузовой машине, зритель понимает, что Соколов работает
шофером. В кадрах 502 и 503 показан Ванюша, собирающий арбузные корки, т. е. по
его поведению ясно, что он беспризорный.
Непосредственно сцена Ванюши и
Соколова начинается в 509 кадре, когда машина Соколова подъезжает к чайной.
Здесь сле
дует обратить внимание на
экономное решение кадров эпизода по времени (длине). Средние планы Ванюши,
который смотрит на подъехавшего Соколова, и кадры Соколова в машине занимают
всего по 1 м, а сцена, когда Соколов приглашает Ванюшу в машину, снята как бы
изнутри машины, через Соколова, с переводом камеры на садящегося в машину
Ванюшу, и занимает всего 13 м.
Все дальнейшее действие,
насыщенное душевной теплотой и драматизмом, происходит в кабине грузовика. Во
время всей сцены Соколов продолжает управлять машиной. Диалог Соколова и Ванюши
решен монтажно, крупными планами, с композиционными и световыми акцентами на
отдельных важных моментах действия. Сначала Соколов и Ванюша показаны вместе,
затем — каждый отдельно, крупными планами. Здесь монтаж позволил сопоставить
лица актеров в наиболее напряженные и выразительные моменты. Следует учесть,
что один из исполнителей — мальчик, и нам кажется, что именно благодаря
монтажному решению режиссеру и оператору удалось сообщить его поведению на
экране выразительность
Предыдущая Следующая