Предыдущая Следующая
Кадры из фильма «Судьба человека»
и естественность, создав
впечатляющие портреты Ванюши.
Особенно важны для понимания
происходящего кадры 530 и 531, где крупно показаны дрожащие от волнения руки
Соколова на руле и финальный кадр сцены. Машина как бы неуверенно
идет по дороге, медленно-медленно
съезжает в кювет и останавливается. Затем начинается движение камеры — так же
медленно подъезжает к машине и останавливается. В это время мы слышим, как
Соколов вновь заводит мотор, и машина трогается с места.
Таким образом, зритель не видит
Соколова и Ванюши, но благодаря оригинальному использованию возможностей
художественно-образного выражения содержания фильма отчетливо ощущает то
робкое, боязливое, но сильное чувство радости и счастья, которое испытывают они
оба.
Показ неуверенно движущегося
грузовика вместо непосредственного действия актеров является своеобразной
зрительной кинометафорой, создаваемой в монтажном контексте всего эпизода.
Отдельные кадры, составляющие
эпизод, приобретают силу, значение и выразительность лишь в монтажном контексте
этого эпизода.
2. Изобразительная конструкция кадра
Отдельный кадр является
постановочной, композиционной и монтажной единицей.
В звуковом художественном
(игровом) фильме кадр воспринимается на экране как видимое (оптическое) и
слышимое (фоническое) изображение, где нельзя отделить оптические элементы от
фонических, мимику лица от интонации голоса, смысл произносимых слов от
характера действия.
В практике работы над кинофильмом
следует различать съемочные и монтажные кинокадры.
В съемочном кадре объект
фиксируется на киноленте съемочного аппарата с момента -включения механизма до
момента его остановки. Съемка может быть начата раньше, чем начато игровое
действие, и закончена после его окончания.
Монтажный кадр — это тот отрезок
пленки с изображением объекта действия, который вмонтирован в фильм.
Монтажный кадр содержит только то
изображение, которое необходимо для связного и логического изложения содержания
фильма.
Предыдущая Следующая