Предыдущая Следующая
Коллективная работа режиссера и
оператора требует особых творческих и этических взаимоотношений.
Вот как описывает режиссер С.
Эйзенштейн свою совместную творческую работу с оператором Э. Тиссэ.
«Везде и всюду в кадре мы ищем
одного.
Не неожиданности. Не
декоративности. Не непривычности точки зрения. А только предельной
выразительности.
И везде за изображением мы ищем
обобщенный образ того явления, которое мы снимаем.
И этому обобщению служит тот
обрез кадра, тот выбор точки съемки, та композиция внутри четырехугольника
будущего экрана, которые заставляют нас подчас подолгу и мучительно еще и еще
раз переносить штатив, вытягивать ему ноги, сокращать их, проверять съемку
через всю оптическую гамму объективов и фильтров.
В этом единстве видимого облика
предмета и одновременного образного обобщения, решенном средствами композиции
кадра, мы ощущаем важнейшее условие подлинно реалистического письма кинокадра.
В этом мы видим залог того особого, волнующего ощущения, которым чисто
пластически может увлекать нас зрелище экрана. Ибо такая образная обработка
изображения и есть важнейшее в творчестве оператора: «внедрение» темы и
отношения к теме во все мельчайшие детали практического разрешения фильма.
Ни в каких декларациях метод наш
не записан...
Но в многообразии проходившей
перед нашими глазами действительности и страстного и разумного к ней отношения
шаг за шагом эти пятнадцать лет мы рука об руку этого добивались, и удачей
отмечались те части и пластические элементы наших картин, где мы этого
достигали» .
С. М. Эйзенштейн называл Эдуарда
Тиссэ «своим глазом», с которым не «дискуссируешь и разглагольствуешь», а
«смотришь и видишь». Он очень высоко оценивал личные качества Тиссэ-оператора.
1 С. М. Эйзенштейн, Избранные
статьи, М., «Искусство», 1956, стр. 127.
На съемках фильма «Броненосец
«Потемкин» оператор Э. Тиссэ (справа от аппарата) и режиссер С. Эйзенштейн (с
рупором)
Предыдущая Следующая