Предыдущая Следующая
Произведение искусства,
содержание которого зафиксировано на кинопленке и выражено на экране,
называется кинофильмом.
Одна из отличительных
особенностей киноискусства состоит в том, что собственно кинематографическая
форма дана только на экране. Драматургические образы, воплощенные в актерском
действии, переводятся (снимаются) в озвученное кинематографическое изображение
на пленке и становятся доступны зрителю только на экране.
Слово ф и л ь м в буквальном
переводе означает п л е н к а , в русском языке фильм называют более точно —
кинокартина.
Художественную, игровую
кинокартину создает коллектив творческих работников: сценарист, режиссер,
оператор, художник, композитор, звукооператор, актеры, исполняющие роли. Но
непосредственно у кинокамеры работают два человека: режиссер и оператор.
Перед камерой кинооператора
завершается постановочная работа большого числа людей, создающих фильм. На
негативе, снятом оператором, фиксируется результат творческой и
производственной работы съемочного коллектива и студии.
«В руках оператора находятся те
реальные технические возможности, при помощи которых можно осуществить
отвлеченный замысел режиссера. А эти возможности бесчисленны» , — отмечал
Всеволод Пудовкин, подчеркивая, что «мысль режиссера в его работе над
выразительностью экранного образа получает конкретное осуществление только
тогда, когда технические знания и творческая изобретательность оператора идут в
постоянном контакте, иначе говоря, когда оператор является органической частью
производственного коллектива и принимает участие в создании киноленты с начала
до конца» .
Оператор должен обладать ярко
выраженной творческой индивидуальностью, своим оригинальным киноизобразительным
стилем и манерой производственной работы и вместе с тем быть единомышленником
режиссера в идейно-художественной трактовке драматургических образов
произведения.
В тех случаях, когда режиссеры и
операторы достигали единства в художественных вопросах, возникали известные
всей мировой кинематографии творческие коллективы: режиссеры С. Эйзенштейн, Г.
Александров и оператор Э. Тиссэ; режиссер В. Пудовкин и оператор А. Головня;
режиссеры Г. Козинцев, Л. Трауберг и оператор А. Москвин; режиссер М. Калатозов
и оператор С. Урусевский; режиссер Г. Рошаль и оператор Л. Косматов и другие.
Предыдущая Следующая