Предыдущая Следующая
Оператор должен был всю эту
сложность решить не только изобразительно, но и фотографически (экспозиционно).
Каждый из источников света,
показанных в кадре — и лампа, и лампада, — слабо освещает небольшое
пространство вокруг себя. Лунный свет, перекрытый оконной шторой, локализован
также небольшим пятном. Подобное сложное освещение требует точности в раскладке
бликов — по освещенности и по яркости.
Напомним также, что световые
пучки дуговых осветительных приборов превосходят размеры бликов и световых
пятен, которые нужно получить в кадре. Поэтому каждому прибору отводится точный
участок работы.
Затенить или локализовать пучок
лучей осветительного прибора — трудная задача. Так, например, прибор,
воссоздающий желтяший свет лампы, был затенен сверху, чтобы не освещать лицо
там, где должна быть зеленая тень абажура; эта часть лица освещалась прибором с
зеленоватым фильтром, который одновременно освещал и тень на стене рядом с
желтоватым светом лампы. Голубой блик лунного света от прибора с голубым
фильтром был положен на стену таким образом, чтобы не осветить пространство и
не внести цветоискажений в окраску декорации.
Для проработки деталей в тенях
весь объект, вся комната была, кроме того, освещена белым светом необходимой
интенсивности.
Красный рефлекс от лампады был
наложен еще одним прибором под цветным фильтром, его свет был сконцентрирован в
углу комнаты, для этого на приборе была применена бленда, сужающая его световой
пучок.
Система освещения, которую мы
описали в основных чертах, отличалась гармоничностью сочетания цветных бликов и
рефлексов.
Существенную роль для качества
воспроизведения цвета предметов в глубине пространства сыграло применение
задымления и тюлей.
Задымление создает воздушную
перспективу в кадре. Затеняя или высветляя пространство с помощью задымления,
можно работать над тональностью фонов.
Задымление применяют для съемки
декораций «под натуру» или при съемке писаных фонов неба или пейзажа.
Предыдущая Следующая