Предыдущая Следующая
«Выборгская сторона» (режиссеры
Г. Козинцев и Л. Трауберг) крупные планы актрисы Н. Ужвий в сцене суда
трактуются в светлых тонах и освещаются особыми осветительными приборами,
следующая зона дается в более темных тонах, остальной фон погружен в
темно-серые тона, в которых едва намечаются контуры фигур и формы декорации.
Таким образом, глаз не отвлекается для рассматривания деталей фона, а
удовлетворяется общим представлением о нем. Технически такое угасание света
достигается как расположением световых пятен, так и применением дыма и тюлей.
Внесенное А. Москвиным в
операторское искусство понимание воздуха и света как динамических элементов
кинокомпози— ции сыграло большую роль в развитии изобразительной культуры
кинематографа.
Киноизобразительные приемы,
разработанные А. Москвиным, лежали в самой природе кинематографической
изобразительности. Эти приемы утвердили динамические формы кинематографической
светотональной перспективы. Найденные А. Москвиным киноизобразительные средства
вошли в качестве ценнейшего вклада в сокровищницу операторского мастерства.
Оператор А. Москвин (у аппарата)
и режиссер С. Эйзенштейн (на первом плане) на съемках фильма «Иван Грозный»
«Первое намерение живописца —
сделать так, чтобы плоская поверхность показывала тело рельефно и отделяющимся
от той плоскости. Тот, кто в этом искусстве наиболее превосходит других,
заслуживает наибольшей похвалы; такое достижение... происходит от теней и
светов..
Одним из основных вопросов,
которые пришлось решать операторам, была задача реалистического воспроизведения
объема и глубины пространства в экранном изображении.
Реальные фигуры, движущиеся в
реальном пространстве, являются основным объектом киноизображения. Рисунок
предметов на экране создается светотенью, поэтому искусство киноосвещения
должно было совершенствоваться именно в технике передачи пластических форм
фигуры и глубины пространства.
Предыдущая Следующая