Предыдущая Следующая
Впечатление объемности
пластических форм на экране слагается в результате раскладки светотени на
фигуре и фоне, движение создает дополнительное условие для восприятия глубины
пространства и объемных форм. Будучи по-разному освещенными, одни фигуры
кажутся более объемными, другие — более плоскостными.
Но впечатление объемности есть
результат не только световой обработки, но и техники фиксации изображения на
пленке. «Тайна» этой техники заключается в том, что все градации светотени
должны быть зафиксированы на негативе и полностью воспроизведены на позитиве.
Всякое нарушение экспозиции (локальные передержки или недодержки) влечет за
собой выпадание некоторых тональностей — искажение градаций. В результате изображение
на экране теряет в передаче пластической формы, пропадает эффект объема и
глубины. Если негатив запроявлен или недопроявлен, если позитив темнее или
светлее, то в изображении, конечно, можно узнать актера, но эффект пластичности
будет безусловно потерян.
Таким образом, задача оператора,
добивающегося пластической манеры изображения, сложна не только в части эффекта
освещения, но и требует точной технологии операции съемки и процессов проявки и
печати. Трудностью этой задачи можно объяснить то, что до сих пор мы наблюдаем
у многих операторов отдельные пластически удачно решенные кадры, но редко видим
фильм, сделанный в единстве объемно-пластической манеры.
Для того чтобы получить
пластические изображения актера на экране, нужно сделать анатомически правильную
раскладку светотени в портрете. Неправильно разложенный свет по лицу актера, не
учитывающий его анатомическое строение, может нивелировать рельефы лица,
сделать его плоским, что часто приходится видеть на экране.
На съемках фильма «Ленин в
Октябре.» — (справа налево) оператор Б. Волчек, артист Б. Щукин и режиссер М.
Ромм
Оператор Б. Волчек применил
способ освещения крупных планов, который выпукло рисует пластические формы
человеческого лица и фигуры.
Предыдущая Следующая