Предыдущая Следующая
Фигура, движущаяся в воздушной
среде, приобрела на экране живописную естественность, обогатившись тончайшими
тональными нюансами, которых не могло быть в декорациях, освещенных сильными
прожекторами без воздушной среды.
Введя в павильон воздух, А.
Москвин смело начал работать оптикой с малой глубиной резко изображаемого пространства,
насыщая глубину кадра движением и светом. Окутанные воздухом, скрадывающим
точность контуровки, движущиеся фигуры изменялись в тоне и видности формы. И
благодаря этому фигуры первого плана воспринимались погруженными в среду, но
Кадр из фильма «Иван Грозный»
рельефно вырисованными па
динамическом фоне. Пятна света, на декорациях и контуры предметов фона, часто
назойливо выступавшие на первый план в кадрах, не насыщенных воздухом, уходили
в глубину пространства, но не пустого и безжизненного, а полного движения,
света и воздуха.
Кроме того, А. Москвин ввел
динамику света в композицию кадра. Композиция кадра у него строилась не на
неподвижных пятнах света на фоне, а на динамическом движении световых потоков и
теней, скоординированных с движением фигур и построением мизансцены.
Во многих массовых сценах фильма
«Иван Грозный» (режиссер С. Эйзенштейн) на общих планах фигуры, изображенные в
темном тоне, двигались относительно плоскостей в светлом тоне, что позволяло
строить композицию не в статике пятен, а в динамике светотени.
Свет у А. Москвина часто был
формально мало оправдан. Для него самым важным был светотональный эффект,
мотивом для построения света мог явиться и тот источник света, который виден в
кадре, но трактовка этого света всегда давалась с позиций драматургической
задачи и на основе актерской мизансцены.
А. Москвин, компонуя и освещая
крупные и средние планы персонажей на фоне массовок или глубины декораций, строил
свет по принципу затухания яркостей в глубину, располагал свет как бы по зонам
пространства. Так, например, в фильме
Предыдущая Следующая