Предыдущая Следующая
Построение этого эпизода
представляет собой наглядный пример изобразительно-монтажного решения актерской
сцены. В нем отчетливо выражены основные принципы монтажа в кино,
сформулированные еще С. Эйзенштейном.
С. Эйзенштейн писал: «Монтаж
является такой же необходимой составной частью кинопроизведения, как 1и
все остальные элементы кинематографического воздействия» .
Он резко критиковал тех
кинематографистов, которые забывают «основную его (монтажа) цель и задачу,
неотрывную от познавательной роли, которую ставит себе всякое произведение
искусства, — задачу связно-последовательного изложения темы, сюжета, действий,
поступков, движения внутри киноэпизода и внутри кинодрамы в целом» . С.
Эйзенштейн подчеркивал, что сама природа монтажа не только не отрывается от
принципов реалистического письма фильма, но и действует как одно из наиболее
последовательных и закономерных средств реалистического раскрытия содержания.
Обращая внимание на то, что перед
советским искусством стоят задачи не только логически связного, но именно
максимально-взволнованного эмоционального рассказа, С. Эйзенштейн утверждал,
что монтаж — могучее подспорье в решении этой задачи. Поэтому для него было
чрезвычайно важно то положение, что в фильме «каждый монтажный кусок существует
уже не как нечто безотносительное, а являет собой некое частное изображение
единой обшей темы, которая в равной мере пронизывает все эти куски.
Сопоставление подобных частных деталей в определенном строе монтажа вызывает к
жизни, заставляет возникнуть в восприятии то обшее, что породило каждое
отдельное, и связывает их между собой в целое, а именно — в тот обобщенный
образ, в3 котором автор, а за ним и зритель переживают данную тему».
Примером такого
обобшенно-образного, специфически кинематографического построения может служить
изобразительно-
монтажное решение эпизода
«усыновление Ванюши» из фильма «Судьба человека» по М. Шолохову (режиссер С.
Бондарчук, оператор В. Монахов).
Предыдущая Следующая