Предыдущая Следующая
5. Кр. 0,62 Недоуменно смотрят Анка и
иваново-вознесенский
рабочий.
6. Ср. 2,85 Петька подымает руку и кричит:
«Тихо, граждане,
Чапай думать будет!»
7. Ср. 0,83 Улыбаются Анка и рабочий.
8. Ср. 1,79 Широко улыбается Петька и,
довольный, усажи
вается на крыльце.
Действие в этом эпизоде — по
фильму — происходит в одном месте и в одно время — на улице села, занятого
чапаевцами. Но каждый кадр был поставлен и снят самостоятельно. Отдельными
кадрами снята сцена «Петька на крыльце» (кадры 3, б, 8), действия Анки и
рабочего у колодца (кадр 5), общий план улицы (кадр 1) и средний план группы
чапаевцев (кадры 2 и 4).
В этом эпизоде мизансцены
статичны, за исключением мизансцены Петьки, который выходит на крыльцо,
стреляет, затем садится на ступеньки, но и его действие смонтировано из трех
отдельно поставленных и отдельно снятых кадров.
Изложение содержания этого
эпизода выполнено монтажно. С помощью монтажа показано развитие действия —
сначала массовая сцена, затем индивидуальные действия \ отдельных персонажей,
например, Анки и рабочего, улыбнувшихся на действия Петьки. Такое решение
актерских эпизодов мы называем изобразительно-монтажным решением.
Изобразительно - монтажное
решение актерских эпизодов на экране как бы заменяет сценическую мизансцену.
Изобразительномонтажная техника поз-
Кадры из фильма «Чапаев»
воляет свободно оперировать
пространственными и временными связями. Так, например, хотя взаиморасположение
Петьки, Анки и рабочего в действительности совершенно не указано, но благодаря
монтажной последовательности кадров создается впечатление, будто персонажи
находятся в одном физическом пространстве близко друг от друга. Действия
Петьки, Анки, рабочего и чапаевцев тесно связаны между собой посредством
монтажного сопоставления кадров.
Наконец, монтаж позволил выделить
основное — мимические действия актеров, например, улыбку Петьки, с помощью
крупного плана.
Предыдущая Следующая